Найти в Дзене

Иногда мы мечтаем о школьной форме. Но чего именно мы хотим?

Для родителей "семейников" и сочувствующих. Ну, и тех, у кого форма и школа - это ежедневно.

О, эти дети в уверенных позах с рекламной картинки! На деле же эти темно-синие жилетки быстро покроются катышками, а через полгода превратятся в тряпочку, которой места не будет даже во вторсырье.

И мое поколение застало активную борьбу с обязательным ношением формы в школу. Например, Егор - это мой муж - боролся.
У Егора с советского школьного времени задержалось многое, что можно было бы назвать страхом перед Системой (вот именно так и с большой буквы), в чем я его совершенно не виню.

А вот взгляд Арти - моего младшего сына, который теперь в школу не ходит уже три с половиной года, а его все друзья во дворе посещают, сильно отличается от нашего.
Форма, особенно, если она отличается от других,- это очень интересно. Это вот часть игры. Так он видит со стороны.

Между тем, Арти стал постепенно приближаться к подростковому возрасту и даже начал экспериментировать с внешностью.

Например, покрасил свои прекрасные белокурые волосы. А вобосы-то у него длинные. Какая уж тут форма!
Например, покрасил свои прекрасные белокурые волосы. А вобосы-то у него длинные. Какая уж тут форма!

Как тут Хёйзингу не вспомнить добрым словом?

Вот он, Йохан Хёйзинга, автор книги Homo Ludens, великий исследователь игры как культурной практики. А вот признаки игры из той самой книги https://vuzlit.ru/561520/priznaki_igry
Вот он, Йохан Хёйзинга, автор книги Homo Ludens, великий исследователь игры как культурной практики. А вот признаки игры из той самой книги https://vuzlit.ru/561520/priznaki_igry

И я сама со старшими детьми, когда учебный год приближался и мы начинали все покупать и менять в доме как-то, частенько ловила себя на мысли, что вот участвую в какой-то игровой ситуации. И мне интересно даже становилось .

Я сталкивалась с точкой зрения от осознанно неработающей подруги и мамы "семейных" деток, что вот эти все игровые ситуации, в которые нас вовлекает общество, суть вредоносные программы, которых надо избегать любым путем.
От других же слышала (читала) - кроме аргументов, приведенных в статье,- целый спектр суждений. От необходимости хоть как-то переодеваться перед началом занятий, да, и взрослым фрилансерам различные коучи советуют завести себе отдельную одежду для работы из дома,- до кастовой гордости за школу, которая де выражается в ношении формы.
И да, конечно, это все та же игровая составляющая.

Вот мнение одной из моих подруг. Она философ и фольклорист:

"Форма, на то и форма, чтобы помогать менять игровую реальность. Как песни осени, готовят нас к осенним переменам, как костюм сценический, который даёт большой процент вживания в роль, как праздничная одежда даёт толчок к ощущению праздника. Оформляет из хаоса в космос. Из неопределённости в определённость. Смена ритмов, большой простор для творчества ограниченного казалось бы, совсем одинаковойстю поиск нюансов и деталей. Ритуал переодевания... бесконечность смыслов)"

Впрочем, дети этой подруги тоже растут на семейном обучении и учатся дома в чем попало.

Беда только в том, что школьникам в школе не дают этого почувствовать. В настоящей игровой ситуации, будь она хоть реальной детской игрой, хоть культурной практикой, есть такая составляющая - добровольность, и опять отсылаю к Хёйзинге. Если подходить к школе как к среде хотя бы временного обитания, то естественным кажется отказаться от формы. Если как к ритуальной площадке, имеет смысл вводить школьников в этот ритуал сознательно, заручившись их полным согласием.

"Инобытие и тайна игры вместе наглядно выражаются в переодевании. Здесь достигает законченности "необычность" игры. Переодеваясь или надевая маску, человек "играет" другое существо."(С) Й.Хёйзинга

Если школьник играет, переоблачаясь в "школьника", он как бы "другое существо". Здесь есть момент инициации.

"Игра не есть "обыденная" жизнь и жизнь как таковая. Она украшает жизнь, она дополняет её и вследствие этого является необходимой."(с) там же

То есть, если бы школа не была "обыденной жизнью".......

Я предоставляю вам делать свои выводы.