- Иван, насколько мне известно, твоя любовь к музыке началась с самого раннего возраста. Расскажи, как это было.
- Мы были с родителями в гостях, мне было тогда 5 лет. В тот вечер в гости пришла одна женщина, которая села вдруг за фортепиано и начала играть. Это была замечательная пианистка и педагог Лидия Николаевна Нестерова. Родители с друзьями пели романсы. Как мне рассказывают со стороны, я всегда в гостях любил поесть, поиграть с другими детьми. Но тут в моей голове что-то произошло, и я сел около фортепиано, и не отходил от неё весь вечер. А потом я в конце вечера сказал ей, что буду музыкантом.
Позднее мы пошли поступать в музыкальную школу, меня не приняли, сказали, что я бездарность. Там меня просили хлопать в ладоши и повторять ритм за экзаменатором. А я не понимал, зачем это делать? Что я обезьяна что ли, чтобы повторять за ним? (смеется) Я не захотел хлопать, и он подумал, что я бездарность.
- Иван, так как же в итоге ты попал в школу искусств?
- За меня вступилась Лидия Николаевна, и меня приняли на условии, что будут следить первый год, как я занимаюсь. Я пошел учиться по двум специальностям: фортепиано и блокфлейта.
- В результате ты окончил с красными дипломами 3 музыкальные школы по классу фортепиано и саксофон. Что изначально связало твою судьбу с саксофоном?
- Саксофон для меня открыл мой папа, который очень любит этот инструмент, как короля джаза. Сам я инструмент полюбил сразу, как только услышал запись американского саксофониста Сэма Тэйлора Harlem Nocturne. Слушал эту запись раз 100 в день, как и многие другие записи джазовой музыки.
Когда мне было 3 года, я слушал до царапин пластинку Александра Розенбаума, песню «Вальс бостон», как раз из-за слова «саксофон».
Танцевала в подворотне осень вальс-бостон,
Отлетал тёплый день,
И хрипло пел саксофон.
Впоследствии я много спрашивал про этот инструмент. И уже в возрасте 5 лет я ясно осознавал (откуда непонятно), что посвящу свою жизнь музыке. Папа всячески поддерживал меня, но заниматься меня никто не заставлял, я сам брал в руки саксофон, сам садился за фортепиано и играл.
- Кто занимался твоим обучением?
В моей жизни было много учителей, было и будет. Но самый главный учитель, который меня по-настоящему раскрыл творчески – это заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств, профессор Воронцов Юрий Сергеевич. Благодаря его подходу и доверию, получилось раскрыть себя с самых разных творческих сторон. Это важнейшее качество учителя, на мой взгляд.
- Сейчас ты уже сам профессиональный музыкант. Играешь как на фортепиано, так и на 4-х видах саксофона. За спиной немало концертов. Но, наверняка, каждый выход на сцену вызывает определенные эмоции и волнение. Так ли это?
- Конечно так. Волнение – это что такое? Это не тряска колен, это просто ощущение праздника или воодушевления, вдохновения. Если артист выходит на концерт и ничего этого не чувствует, а выходит, как на ремесло, то кто-то умный говорил, что это конец артиста. Всё, артиста нет. Когда он равнодушно выходит на сцену, это ноль, артист на этом заканчивается.
- Бывает ли, что во время концертов тебя посещают какие-то отвлеченные мысли, или ты полностью погружаешься в музыку? Что происходит в твоем сознании?
- В сознании происходят образы, и они связаны непосредственно с музыкой, т.е. ничего лишнего, ничего стороннего. Когда я собираюсь из дома на концерт уже все, ничего стороннего нет, только вот те композиции, та музыка, которую я буду играть.
- Ты сразу к этому пришел или надо было дойти до этого?
- Честно говоря, раньше это получалось случайно по наитию, а сейчас все так и осталось. Т.е. я не заставляю себя думать о…, я автоматически это делаю.
- В твоей биографии очень много творческих проектов, объединяющих различных музыкантов и музыкальных стилей. Расскажи нам немного о самих проектах.
Проектов у меня действительно много, я недавно считал, наверное, около восемнадцати или девятнадцати часов музыки, причем абсолютно разной. Из новых составов, это, например, дуэт с заслуженным артистом России, солистом Московской филармонии, замечательным виолончелистом Александром Загоринским, который много в свое время играл с Николаем Капустиным музыку третьего течения.
Еще есть интересный дуэт SaxAkkord Duo с великолепным аккордеонистом, проживающий на данный момент в Германии, Арсением Строковским. Он стал лауреатом самого престижного конкурса аккордеонистов в мире в Германии.
Также дуэт с классическим саксофонистом Валентином Ковалёвым, который достаточно молод. Несмотря на это, он владеет совершенно потрясающей техникой, которую даже немногие могут повторить.
Одним из главных проектов, в которых я участвую, является спектакль по Габриэлю Маркесу "Старый сеньор и..." в театре Образцова, куда я попал по приглашению народного артиста России Алексея Козлова. На тот момент я учился еще в институте, и это была первая по-настоящему взрослая творческая задача или вызов, если хотите. Оставалось до премьеры около двух недель. Надо было выбрать музыку, куда какую композицию ставить, понять, что, где и как играть. Было достаточно волнительно для 20-летнего парня, учитывая, что играть мне нужно было одному как солисту, на протяжении всего спектакля.
Был момент даже отчаяния, и именно тогда я понял, что отчаяние в жизни говорит о том, что ты как никогда близок к поставленной цели. Это некое последнее препятствие, экзамен, проверка того, достоин ли ты поставленной цели. Если достоин, ты проходишь это испытание и продолжаешь идти дальше, а цель сама к тебе приходит. Но если ты сдаешься, опускаешь руки – значит не так сильно ты хотел. Цель никогда не пойдет к тому, кто не хочет ее достигать. Это одна из самых гениальных моих догадок.
- Как все же тебе удается стать лидером стольких музыкальных составов?
- Просто я всех зову, и все идут (смеется). Вообще у меня проекты возникают с музыкантами, которые меня заинтересовали. Мне интересны многие стили: классика, джаз, авангард, импровизационная музыка, она может быть и не подчинена никакому стилю. В последнее время я все больше склоняюсь к той музыке, которую нельзя определить, потому что, на мой взгляд, в ней заложена как раз та самая высокая материя, которая мне интересна. Именно в этой музыке я могу в большей степени выразить себя.
А проекты возникают сами по себе, потому что я человек ищущий, постоянно у меня что-то творится. И в этом хаосе моих идей появляются достаточно интересные проекты с интересными людьми, с интересными музыкантами. И у каждого их них можно чему-то научиться, расширить кругозор.
- На Новогоднем концерте прозвучала твоя новая композиция Cola Light. Как она появилась, и почему она так называется?
- Однажды я пришел к другу в гости с колой в руках и решил назвать композицию Cola Light. Я был у него в гостях вечером, потом приехал домой, сел, начал что-то наигрывать и получилась новая композиция. Обычно я ночью пишу, потому что ночью все спят. И мне кажется, вдохновение – это как каналы с космосом. Ночью проще поймать связь, чем днем, когда все в работе, все гудят.
- Получается, муза чаще всего заглядывает к тебе по ночам. Но что делать в том случае, если она тебя не посещает долгое время? Есть ли способ вызвать ее искусственно или лучше переждать?
- Лучше переждать. Муза приходит тогда, когда ей надо. И в этот момент обязательно должен быть рядом синтезатор, чтобы успеть сесть к нему и написать композицию. А когда нет вообще музы, не хочется ничего делать, тогда я беру дудку и играю гаммы. Просто, чтобы позаниматься. Мы духовики должны играть ежедневно, чтобы держать себя в форме.
- Напоследок поделись, чем ты будешь радовать слушателей в Новом году. Заготовлены ли уже какие-то новые проекты?
- Да, новые проекты будут, но они будут связаны со старыми. В январе из Германии приедет мой друг Арсений Строковский. У нас с ним состоится концерт 17 января в Клубе Алексея Козлова, куда я всех и приглашаю. В концерте прозвучат как новые композиции, которые мы возьмем специально для джаз-клуба, так и старые композиции, которые были записаны в нашем альбоме «Метаморфозы». Наша программа исполняется на всех четырех видах саксофона с аккордеоном, приходите, будет очень интересный вечер, полный сюрпризов, в том числе и для нас самих!
13 апреля пройдет мой сольный концерт в Геликон-опере. В этом вечере состоится много премьер. Исполним дуэтом с виолончелистом Александром Загоринским современную музыку Николая Капустина, Эдисона Денисова, будет также дуэт с пианистом Николаем Курдюмовым и дуэт с Валентином Ковалевым. Также в концерте примет участие мой ученик, очень одаренный талантливый саксофонист, Павел Петухов, которому всего 11 лет. Всех приглашаю к нам на этот праздник саксофона в театр Геликон-опера, зал Покровский на концерт «Саксофон XXI века».