Найти тему
Музей Оранэлы

От Нарвских ворот до Стрельны: как это выглядело в 1941 году?

Оглавление

Сегодня мы предлагаем необычное путешествие по проспекту Стачек и Петергофскому шоссе. Хотя слова "путешествие", "прогулка" или "экскурсия", здесь вряд ли подходят.

В общем, мы увидим магистраль от Нарвских ворот до Стрельны и таким, каким оно было осенью 1941 года, и таким, каким оно выглядит сегодня. Причем одновременно. Возможно это благодаря уникальной работе над фотосовмещениями, которую уже много лет проводит Сергей Ларенков. Всего таких фотографий с 2005 года сделано им уже более тысячи!

Мы отобрали те, что относятся к юго-западной окраине нашего города, где немецкие войска ближе всего подошли к Ленинграду.

Нарвская застава

Площадь Стачек (Нарвская площадь) до 1918 года была границей города. Осенью 1941 года она стала одним из узлов обороны Ленинграда. Отсюда Нарвский и Старо-Петергофский проспект вели в центр города.

По этой причине здесь, за Нарвской заставой, на случай уличных боев были забаррикадированы улицы и переулки, ведущие к центральным районам, а в угловых домах оборудованы огневые точки. На строительство баррикад шел кирпич, мешки с песком, стальные фермы, листы проката, сваренные из обрезков рельс «ежи».

-2

На фото мы видим, как на путях у современного павильона ст. метро Нарвская замер трамвай «Американка»....

В декабре 1941 года трамвайное движение в Ленинграде было полностью прекращено из-за отсутствия электричества. Но 15 апреля 1942 года неимоверными усилиями ленинградцев трамвай удастся снова запустить. Один из первых придет сюда, на кольцо у Нарвской заставы.

Баррикада на Тракторной

В сентябре 1942 года жителями Кировского района на проспекте Стачек у Красненького кладбища, в Автово, напротив Дома Культуры им И.И Газа, у здания Кировского райсовета, в районе Тракторной улицы, у Нарвских ворот за короткий срок из подручных средств воздвигли баррикады на случай, если враг прорвется на окраины города.

Как раз одну из таких баррикад, обустроенных в узнаваемом полуарочном проеме дома на Тракторной улице, и запечатлел фотограф.

-3

Аналогичная баррикада создавалась на другой стороне проспекта Стачек – у знаменитой школы «Серп и молот» (сейчас средняя школа №384). Занятия здесь, кстати, продолжались во время блокады!

-4

Строительство оборонительных укреплений велось силами жителей города, которые проявили массовый трудовой героизм, работая по 12-14 часов. Среди строителей баррикад были люди самых различных возрастов и профессий. Здесь трудились рабочие, служащие, студенты, ученики старших классов, домохозяйки, инженеры и научные работники, учителя и врачи, артисты и художники.

Основной частью строителей являлись женщины, что хорошо видно на фотографии. Своим героическим трудом они помогли превратить Ленинград в неприступную крепость. Не случайно одна из прилегающих к площади Стачек улица после Великой Отечественной войны названа Баррикадной.

Серафимовский городок и Путиловский магазин

Движемся по проспекту Стачек в сторону линии фронта... У «Серафимовского городка» в районе дома №28 по пр. Стачек мы встречаем бойцов народного ополчения.

-5

В течение всей блокады, вместе с регулярными частями Красной Армии оборону на подступах к Ленинграду держали дивизии Народного ополчения (до 160 тыс. человек). Так Первая (Кировская) дивизия народного ополчения появилась уже в первые дни войны. Первый стрелковый и артиллерийский полки были сформированы на Кировском заводе, второй стрелковый полк - на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова, ныне АО «Северная верфь». Третий стрелковый полк формировался на базе Торгового порта и ряда мелких предприятий Кировского района.

Идем дальше... Вслед за бойцами народного ополчения на пр. Стачек нам встречается бесконечная вереница беженцев.

-6

Одни – из пригородов Ленинграда: Красного села, Урицка, Ульянки, Стрельны. Другие – жители Автово, которые перебирались на север города, в более безопасные районы. Возможностью затеряться среди беженцев без документов пользовались многочисленные шпионы и диверсанты, активно забрасываемые фашистами в Ленинград в сентябре 1941 года.

Справа на фотографии виден узнаваемый «Путиловский магазин», в советское время магазин №6 (пр. Стачек, 39). Еще до революции при нем была построена макаронная фабрика, позже ставшая хлебозаводом «Красная заря». Во время блокады она продолжала выпекать хлеб, а в «Путиловском магазине» отоваривали карточки.

Путиловский путепровод

Железнодорожный виадук, построенный в 1934 году по проекту Ноя Троцкого, во время войны стал границей фронтовой полосы. Это был последний КПП, за которым уже начиналась зона боевых действий и связанный с этим особый режим.

-7

Это осень 1941 года: еще идут беженцы, а баррикада здесь только начинает воздвигаться. На фото видно, что для нее использовали колёсные пары от железнодорожных вагонов. Это неудивительно, поскольку справа за виадуком находилась большая грузовая станция «Пущино».

Кировский завод продолжал работать, уже находясь в прифронтовой полосе. В августе-сентября на нем еще выпускались из имеющихся комплектующих тяжелые танки КВ-1. Один из них мы видим на фото. Эти танки участвовали в трагической атаке 124-й танковой бригады, о которой речь впереди.

Трамвайный парк им. Котлякова

Еще одним рубежом обороны стал перекресток у Трамвайного парка им. Котлякова и Княжевской подстанции.

-8

Для предотвращения возможного прорыва по Петергофскому шоссе из трампарка на перекресток были выпущены вагоны «МС», которые образовали баррикаду. Двери окна заложили мешками с песком и оборудовали в огневые точки.

-9

В память о тех событиях в 2007 году установлен Памятник блокадному трамваю.

На здании Подстанции вероятно находился наблюдательный пункт, за зданием устроена бронеогневая точка (БОТ).

-10

На литориновом уступе напротив здания подстанции (на углу Трамвайного проспекта) видна позиция «сорокопятки», контролирующая передвижение по шоссе. Фотографии взяты из фильма «Ленинград в борьбе» (1942).

Больница Фореля

Известный сегодня как «Кировский городок» (в народе – «Форель») микрорайон до 1941 года занимала Больница для душевнобольных им. Огюста Фореля.

Будучи самым высоким зданием в прифронтовой полосе оно использовалось как наблюдательный пункт и штаб 21-й стрелковой дивизии, отвечавшей за оборону на этом участке фронта.

-11

Здесь же в октябре 1941 года находился и наблюдательный пункт 124-й танковой бригады, на глазах командира которой полковника А.Г. Родина 8-10 октября погибло 25 танков, несколько сотен его танкистов и мотострелков.

-12

На фото видно, что боковые башни появились только после войны при перестройке главного здания городка (пр. Стачек, 158, сейчас ЦКД «Кировец»). На снимке заметен мост пандуса для карет, который сохранялся еще со времен, когда городок был усадьбой Сиверса, Потемкина, Остермана, Щербатова…

Привал

Мы в полутора километрах от передовых позиций немецких войск. Стратегически важным местом становится Привал развилка Нарвского и Петергофского шоссе.

-13

Перекресток был хорошо «пристрелен» у немецких артиллеристов. Как следствие во время эвакуации в начале сентября 1941 года здесь погибло много эвакуировавшихся мирных жителей. По некоторым сведениям современный памятник на развилке (сделанный к слову из старинного верстового столба») обозначает место братских захоронений погибших на этом перекрестке.

В 1970-е годы развилка превратилась в перекресток Петергофского шоссе и проспекта Маршала Жукова. А старинный участок Нарвской дороги (на фото слева) сегодня выглядит больше как парковка для автомобилей.

Сосновая поляна

Мы уже за линией фронта.

Множество фотографий было сделано немецкими офицерами здесь, в районе трамвайного кольца «Сосновая поляна». В начале октября 1941 г. командованием Ленинградского фронта была предпринята попытка освободить Петергофское шоссе и берег Финского залива с применением морского десанта и танковых ударов.

-14

Кульминацией драматической операции становится атака 124-й танковой бригады и его главной силы: тяжелых танков «КВ-1» 124-го танкового полка под командованием майора Ивана Романовича Лукашика. 8 октября 32 танка направляются в район Стрельны. Однако на отрезке шоссе в Сосновой поляне они оказываются в окружении.

-15

Получив 10 октября приказ возвращаться обратно, танкисты попадают в «ловушку»: мост по Петергофскому шоссе взорван немецкими «саперами», последние силы полка вместе c грозными машинами погибают в районе трамвайного кольца.

-16

Оставаясь в своем танке, приказав экипажам покинуть выведенные из строя машины и прорываться к своим, отстреливаясь до последнего снаряда, сгорел командир полка – майор Лукашик.

Пересечка у «Пишмаша»

Сосновая поляна до января 1944 года была уже глухим тылом немцев, где они чувствовали себя относительно вольготно. 15 сентября 1941 года Стрельнинская трамвайная линия была обесточена. На ней застряло до 30 вагонов ЛМ/ЛП-33 («Американки», на фото) и МС. Оккупанты часто фотографировались на фоне беспомощных вагонов. Одну из них Сергей Ларенков использовал для фотосовмещения.

-17

На снимке видна узнаваемая «пересечка» трамвайных путей и железной дороги на ЛЭМЗ (тогда - Завод пишущих машин или «ПишМаш»).

В этом районе 3 октября был высажен первый морской десант, который получил неофициальное название «пишмашевский». 225 профессиональных морпехов 6-й Отдельной бригады морской пехоты успешно заняли заброшенный завод и вышли в этом месте на шоссе. Однако оставшись без связи и поддержки, они погибли.

Троице-Сергиева Пустынь

Фотография запечатлела один из сгоревших танков 124-го танкового полка на фоне старинного монастыря. Три танка так называемой «головной походной заставы» (ГПЗ) ранним утром 8 октября сумели дойти до окраины Стрельны – пос. Ленина.

-18

В Стрельне они должны были встретить «Стрельнинский десант», высаженный утром того же дня в парке Константиновского дворца. Однако десантники обнаружены не были (они погибли еще при высадке), а мост через Кикенку, по которому танкисты могли попасть в Стрельну, был взорван.

Получившие приказ возвращаться, танки ГПЗ были уничтожены вражеской артиллерией и ПТО. Трем танкистам во главе со ст. лейтенантом Машковым удалось пробиться к своим, они же стали свидетелями гибели главных сил 124 танкового полка.

В самом монастыре у немцев находился штаб, а перед его оградой небольшое воинское захоронение оккупантов (видно на фото)...

Благодарим Сергея Ларенкова за его многолетний и бескорыстный труд, а также за фотографии, предоставленные для серии выставок Музея Оранэлы, посвященной 80-летию начала героической Обороны Ленинграда.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы и Севастополя.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами