Бесполезно упрекать кота в том, что он сломал любимый цветок или разодрал новенький кожаный диван; журить собаку, которая стащила со стола кусок докторской колбасы, читать нотацию морской свинке за мусор в клетке – стыд – чувство, присущее только человеку. Это мерная линейка разума: чем больше в нас стыда, тем мы разумнее.
Вспомните, за что вам было стыдно: за воровство, обман, плохие слова, дурные поступки? Угрызения совести – причиняют самое сильное мучение. Они могут выражаться прилюдно, а могут быть спрятаны глубоко внутри. Стыд вводит в состояние, когда кажется, что сейчас сгоришь, поскольку находишься во всеобщем костре презрения, порицания, а порой, позора. В этот момент человек словно опустошается, чтобы вместить в себя нечто новое, осознанное, положительное.
Очень полезно воспринимать раскаяние как некое прижигание своего эго; как урок труда над самим собой. При этом важно разделять «ложный» и «истинный» стыд. Первый похож на пунцовость невесты от того, что все взоры устремлены к ней. А в настоящем чувстве нет глаз, есть только уши и слова.
Представьте иерархическую лестницу, где каждый занимает свое особое положение. Верхние ступеньки заняли люди, которых обычно о чем то просят: при общении с ними необходимо соблюдать этикет и нормы приличия. Например, это начальники, топ-менеджеры, президенты. Ниже стоят те, кому мы можем приказать: подчиненные, рабочие, неквалифицированные специалисты. Когда человек нарушает границы вертикали, он испытывает неловкость и смущение. Кровь приливает к лицу, руки потеют, дыхание перехватывает. Здесь желательно, чтобы стыд не перерос в страх, иначе есть вероятность быть выброшенным из разума страдания. Ведь состояние крайней тревоги и беспокойства – сродни животному.
Если ты ошибся, и мерность твоя оказалась завышенной, именно стыд дает возможность поставить себя на место без указаний и выговоров. Он вырабатывает такт и чёткое осознание: кому, о чём и как ты имеешь право говорить, чтобы не показаться грубым, пошлым или некорректным.
Допустим, вы – директор компании по продаже телекоммуникационных услуг. У вас много работы: встречи, звонки, согласования, бумажные отчеты. И вот в разгар дня звонит клиент с пустяковым вопросом. В пылу напряжения вы язвительно отвечаете, что с подобного уровня делами справится и ребенок: необязательно для решения такой мелочи обрывать телефон руководителя. Стоит ли говорить, что после такого хамского обращения на одного потребителя услуг у фирмы стало меньше, а вы еще долго сгорали со стыда, осознав, что перешли пределы этики. Но приобретенный опыт в будущем позволит избегать аналогичных ситуаций.
Запомните главное: именно стыд измеряет расстояние между почитанием, почтением и чинопочитанием. Последнее из этого списка – всегда приводит к животному страху.
За какие поступки или слова вам бывает не по себе? Как часто вы осознаете, что поступили бестактно? Делитесь в комментариях. Не забывайте ставить лайки.