Найти в Дзене
Роман Апрелев

“Grand канкан”: новый удар по русскому кино

А вы замечали: чем нуднее книга или фильм, тем старательнее автор старается раздуть объем? Он как бы искупает вину: пусть скучно, зато затянуто! Автор художественного (весьма условно) фильма “Grand канкан” Михаил Косырев-Нестеров уложился в два часа. Хотя мог бы и в три. А мог бы и в сорок минут. Жаль, что желание разошлось с возможностью. Режиссер сам сказал, что в основе творчества лежит сублимация жизненного опыта. И он имел в виду прежде всего страдание. Просмотр или чтение чего-то сложного требует от аудитории тоже активного участия. Почти сотворчества. Вот мы и страдаем. Это рассказ о театральном закулисье. Причем, актеры играют самих себя. Реалити-шоу, увеличенное до размеров художественного высказывания. Это вообще подвиг - подпустить камеру к себе настолько близко, что объектив касается души. Но где же работа над материалом? Микеланджело брал резец и убирал у мрамора все лишнее. Только тогда получался шедевр. Косырев-Нестеров нежно лелеет отснятые кадры. Хотя там удалять и уда

А вы замечали: чем нуднее книга или фильм, тем старательнее автор старается раздуть объем? Он как бы искупает вину: пусть скучно, зато затянуто!

Кадр из фильма “Grand канкан”
Кадр из фильма “Grand канкан”

Автор художественного (весьма условно) фильма “Grand канкан” Михаил Косырев-Нестеров уложился в два часа. Хотя мог бы и в три. А мог бы и в сорок минут. Жаль, что желание разошлось с возможностью.

Режиссер сам сказал, что в основе творчества лежит сублимация жизненного опыта. И он имел в виду прежде всего страдание. Просмотр или чтение чего-то сложного требует от аудитории тоже активного участия. Почти сотворчества. Вот мы и страдаем.

Кадр из фильма “Grand канкан”
Кадр из фильма “Grand канкан”

Это рассказ о театральном закулисье. Причем, актеры играют самих себя. Реалити-шоу, увеличенное до размеров художественного высказывания. Это вообще подвиг - подпустить камеру к себе настолько близко, что объектив касается души. Но где же работа над материалом? Микеланджело брал резец и убирал у мрамора все лишнее. Только тогда получался шедевр. Косырев-Нестеров нежно лелеет отснятые кадры. Хотя там удалять и удалять бы. Но его совершенно не волнует, что действие провисает каждые несколько минут. Артистов, как он сам сказал, не жаль. А вот материал выбрасывать жалко.

Кадр из фильма “Grand канкан”
Кадр из фильма “Grand канкан”

Главных героев двое. Это два солиста оперетты: Павел и Елена. Друг с другом их связывает только работа в театре. За пределами сцены они взаимодействуют мало. У каждого своя история. Павел уходит от супруги к другой женщине. А там очень проблемная беременность. Пока решается эта проблема, Елена иногда поет, иногда забавляется с молодым любовником. Потом режиссер забывает о Павле и переключается на приму. И теперь уже о сложностях ее отношений с больным мужем и взрослым сыном мы будем смотреть.

Ну а какая тут драматургия? Это же “кусок жизни”, реалити-шоу. Тогда, может, и не стоит употреблять слово “искусство”? Я не с суровым приговором. Приметы искусства тут, безусловно, есть. По-своему фильм интересен. Как эксперимент. Но автор так и не придумал, что делать с идеей.

Кадр из фильма “Grand канкан”
Кадр из фильма “Grand канкан”

Ах, да, не забудем про постоянно дрожащую ручную камеру. Русский арт-хаус нередко гордится плохой “картинкой”. Он в этом смысле похож на русский рок. Не современный, более прилизанный, а исконный, родом из СССР. Там музыка была либо плохая, либо ворованная. У нас же главное - текст, принято было считать. Правда, стихи тоже в основном плохие. Кроме Башлачева. Так он и не рокер ни разу. Вот и выходит, что вообще всё зря.

Читайте также: Катастрофическая экранизация "Грозы"