В письме к Гитлеру в 1940-м году Махатма Ганди обратился к фюреру «мой друг», но сразу пояснил — это потому, что у него, Ганди, нет врагов.
У большинства людей враги, конечно же, есть.
А если не враги, то коллеги-недоброжелатели или скандальные клиенты точно найдутся.
Как не поддаться на провокации и не вступить в конфликт на рабочем месте?
Несколько советов:
1. Проявить навыки сопереживания.
Иногда люди вовсе не хотят ругаться, не ставят целью намеренно обидеть. Просто у них отсутствуют навыки коммуникации: выражение позиции в конструктивном ключе, деликатность, способность к эмпатии.
При этом необходимо помнить: обидные слова, адресованные вам, ничего не говорят о вас, зато много говорят об оппоненте. Возможно, ему и так нелегко живётся в мире, где он всех ненавидит. Конечно, это не извиняет его неприемлемого поведения, но поможет вам не принимать слова скандалиста на личный счёт.
При зарождении рабочего конфликта всегда лучше сделать шаг навстречу. Не набрасываться сходу в ответ, а хладнокровно сказать, как вам неприятно слышать обвинения, предложить мирно обсудить проблему. Можно даже спросить: Интересно, что бы вы испытывали на моём месте, если бы услышали такое?
Большинство адекватно настроенных людей снизит градус агрессии, конфликт не случится.
2. Включить чувство юмора.
Юмор показывает, что вас на самом деле трудно задеть.
Случайную агрессию в целом спокойного человека легко победить незлобной шуткой. Когда коллега из-за цейтнота спускает на вас собак, не торопитесь бросаться в зеркальную атаку. Остроумное замечание собьёт весь накал страстей.
Если же оппоненту важно любой ценой задавить вас, юмор бесполезен. В этом случае придётся твёрдо, но спокойно отстаивать свою позицию, проявить несгибаемость характера, показать, что вы внутренне сильнее. Только тогда есть шанс свести противостояние на нет.
3. Сохранять спокойствие.
Любители поругаться умеют вывести человека из себя. Такая тактика позволяет контролировать ситуацию, доминировать в конфликте и реализовывать свои интересы.
Помните: у вас есть право иметь собственное мнение, выражать свои чувства и желания, а также право на уважение. Защищать себя от попыток эмоционального насилия – нормально. Но для начала важно не пустить рабочий конфликт внутрь себя.
Если чувствуете, что оппонент задел вас за живое, возьмите паузу. Лучше всего вообще уклониться от общения, перенеся разговор на потом. Это можно сделать при общении с коллегами и некоторыми клиентами. Если же разговора не избежать (например, в случае с покупателем в рознице), хотя бы мысленно досчитайте до десяти и сделайте глубокий вдох.
Передышка позволит взять себя в руки и не скатиться к безобразной ссоре.
4. Переводить внимание на нападающего.
Одна из излюбленных тактик агрессоров – представление вас в невыгодном свете, часто даже высмеивание на глазах коллектива и начальства. Собеседник за ваш счёт пытается подчеркнуть свою значимость и компетентность.
Сбить с него спесь помогут простые конструктивные вопросы, которые касаются сути. Спросите что-то вроде: А какое решение предлагаешь ты? Осознаёшь ли последствия такого решения? и прочие, которые помогут окружающим оценить вашу превосходящие опыт и компетентность, а главное – выдержку. Негативное влияние скандалиста на вашу карьеру будет нейтрализовано или хотя бы минимизировано (никто же не помешает ему наушничать начальству).
5. Держать дистанцию.
Максимально сократить контакты с недругом – наиболее выигрышная тактика. Если есть возможность, лучше переехать в другой кабинет от коллеги-хама или передать неуравновешенного клиента другому менеджеру.
Когда кажется, что выхода нет (например, на вас постоянно нападает начальник), можно даже уволиться. Психологическое здоровье дороже их, в общем-то, средненькой зарплаты. Однако чаще всего безвыходность – это лишь иллюзия, и проблема решается переводом в другой филиал. Главное – захотеть выйти из кризисной ситуации.
В глобальном же смысле лучшей защитой от нападения на рабочем месте и рабочего конфликта будет уверенность в себе. Она отпугивает нападающих, потому что люди бывают агрессивны, только когда боятся. Такой вот парадокс!
Вам может быть интересно:
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Работа и деньги! Кнопка подписки внизу, жмите!