Недалеко г.Санкт-Петербург, примерно в 11 км к югу от Кольцевой автомобильной дороги (КАД) в г.Пушкин (бывшее Царское Село) расположены: Государственный музей-заповедник Царское Село с Царскосельским музеем, Екатерининским дворцом и великолепным Екатерининским парком.
В литературе можно еще встретить соответствующие названия: Большой Царскосельский дворец и Большой Дворец.
Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, а также фантастическому объему труда работников музея, художников, реставраторов мы обязаны тому, что сейчас являет собой Екатерининский дворец и парк. Пожалуй, восстанавливать было бы нечего, если бы не поручение Екатерины I немецкому архитектору Браунштейну разработать проект дворца и парка.
Работа началась в 1717 году, а строительство по реализации проекта завершено в конце лета 1724 года. Так возникла царская резиденция, представлявшая на тот момент - "каменные царские палаты" (2-х этажное небольшое здание). В 1742 году уже императрица Елизавета Петровна решила увеличить площадь здания и проектом модернизации занялся архитектор Земцов. С 1748 по 1756 годы сооружение дворца продолжалось под руководством Растрелли.
К тому времени здание уже было выполнено в стиле барокко, длина достигла 310 метров. Фасад дворца стал белым с красивой отделкой синим цветом и позолотой, в которую "вбухали" свыше 100 кг золота высокой пробы. Стены дворца и колонны были щедро украшены лепниной, львиными головами, значительным количеством статуй атлантов и кариатид. 30.07.1756 года дворец был представлен вельможам и иностранным гостям.
К сожалению, фашисты, рвущиеся к Ленинграду с удовольствием разграбили дворец, начиная с янтарной комнаты, местонахождение янтаря из интерьера которой, до сих пор не известно.
Далее мы вошли в Арабесковый зал. Здесь были покои Екатерины II. Зал украшен большим количеством зеркал, разными панно с росписью, фигурки из различных мифов. Очень уютный зал с очень приятной бирюзово-золотой расцветкой. Пол зала конечно шедевральный.
После Арабескового зала вошли в Большой зал. Помещение впечатляет своими размерами и высотой потолков. Уточнил у экскурсовода, оказывается площадь зала более 800 кв.м.! Окна большие, света проходит много и солнце играет, создавая на стенах причудливые "золотые" переотражения.
Интересно, что ночью свечи, расположенные у зеркал, продолжают освещать зал. Свечей у зеркал расположено семьсот. По-царски! Интересно было побывать в помещении антикамер. Антикамеры предназначались для того, чтобы подготовить посетителей к аудиенции с Государыней императрицей и к великолепию Большого зала, дабы избежать культурного шока.
Зал воздушный и олицетворяющий мощь Российской империи. "Светлая галерея", как его называли в XVIII веке. Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня.
Большой зал (Светлая галерея) - самое большое парадное помещение дворца. Зал был предназначен для официальных приемов и торжеств, обедов, балов и маскарадов. Сколько же кавалеров и дам "шаркали" здесь в танце? Что можно увидеть из окон Большого зала, которые выходят по обе стороны дворца? Можно увидеть парадный плац. Интересно и то, вы ведь видите это? В зале нет ни одной колонны или опоры, окна максимальной площади и это дает много света в помещение.
На площадке в холе с парадной лестницей можно увидеть такую вот скульптуру отдыхающего младенца.
Император Всероссийский и Царь Польский, Великий князь Финляндский из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года - императорской четы: Николая Павловича и Александры Фёдоровны. Александра II можно назвать царем-освободителем и царем-мучеником. Царь прославился своими реформами, однако судьба была несправедлива к нему, и он не получил титул Великого, который ему подходил идеально.
Период его царствования стал важнейшим в российской истории – именно ему довелось проводить масштабные преобразования, ставшие своеобразным переходом от крепостнической до капиталистической систем правления. В 1853 году началась Крымская война, которая продолжалась до 1856-го. Она стала настоящей проверкой мужества и зрелости будущего российского царя.
Войну Россия проиграла, а в казне было пусто. В 1859 году в армию перестали набирать рекрутов, и на карте страны не стало военных поселений. В самом начале своего правления Александр II выиграл сражения в войне на Кавказе. Потом была Средняя Азия и присоединение к России значительной части территории Туркестана. В 1877-1878 годах царь выступил с военными действиями против Турции.
Если в начале правления Александра II казна была пуста, то к 1867 году она наполнилась, причем доход за этот год вырос на 3%. Это произошло в результате выгодной сделки — Александр продал Аляску Америке. И как часто бывает в России, перелом этот был резким и быстрым, потому что реформы назревали уже давно. Царь разделил участь всех реформаторов – слава и заслуженная оценка пришли к нему только после смерти, а при жизни он не был понят никем.
13 марта 1881 года народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу прямо к ногам государя. Александр получил многочисленные ранения от которых и умер. Интересен тот факт, что императора убили в день, когда он собирался подписать конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова, направленный на конституционные реформы в России.
Картинный зал был предназначен для демонстрации гостям полотен талантливых художников.
Что интересно, залов во дворце много и везде есть сервизы чайные, столовые.
Интересным залом также оказалась Зеленая столовая. Этот зал находится первым в северной части дворца. Зал является реализацией проекта Чарльза Камерона. Согласно указа императрицы для великокняжеской четы северную часть дворца перестроили. Ранее Франческо-Бартоломео Растрелли построил здесь "висячие сады".
Вот на месте "садов" в 1773 году архитектор Неелов по указу Екатерины II превратил дающую сырость терасу в "Покой их Высочества". Отделка покоев началась 25.10.1779 году молодым неопытным архитектором, имевшим прекрасные знания античной архитектуры Чарльзом Камероном и скульптором И.П. Мартосом при хозяевах покоев - Павле и его второй жене - Марии Фёдоровне.
В отделке залов преобладают элементы античной, римской культуры, правда сегодня мы видим не то убранство, что было при описанных особах. Уж очень сильно залам досталось от пожаров. Это скорее - "реплика". Как видно, зодчих не ограничивали в их творческих замыслах и они подобрали для покоев постельные тона, использован лепной орнамент, много ваз, виноградные лозы, изображение "молодежи" в тогах. Камерон рисовал, Мартос лепил.
Церковная (Стасовская) лестница, год постройки 1843-1846, архитектор В.П. Стасов. Лестница расположена рядом с залом, ведущим в Дворцовую церковь. Мы также посетили галерею, где размещены гравюры с изображением дворца в разные годы.
Экспозиция Екатерининского дворца подошла к концу и покинув дворец, мы прошлись по великолепному Екатерининскому парку.
Экскурсовод привела нас к построенной для прогулок Екатерины II в компании бюстов философов, мудрецов. Так как галерею построил архитектор Чарльз, галерею назвали его фамилией.
На берегу Большого пруда расположен еще один павильон построенный талантливым Растрелли. Назначение этого сооружения - грот. Рядом с гротом расположена пристань для лодок.
Всей группой прогулялись по пандусу Камероновой галереи.
Камеронова галерея.
Екатерининский дворец великолепен, здесь можно видет вот такие изящные статуи.
В садово-парковом искусстве - навес первоначально из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца. Опора перголы состоит из повторяющихся секций, соединённых между собой поперечными брусьями. Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания. В отличие от берсо перголами правильно называть не сводчатые сооружения, а галереи с горизонтальным перекрытием.
Здесь же установлен Кагульский обелиск в честь победы русских войск под командованием графа П.А. Румянцева над турецкими войсками в сражении при Кагуле 21 июля (1 августа) 1770 года, во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов и представляет собой простой мраморный обелиск с бронзовой доской, содержащей памятную надпись. Обелиск сооружён в Екатерининском парке по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1771—1772 гг.).
Памятная доска на Кагульском обелиске.
Ваза на пандусе Камероновой галереи.
Рядом с Камероновой галерей расположена модель Холодной бани. Модель была закончена в 1780 году. Весной 1780 года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается, как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.
Выступление артистов камерной музыки.
К сожалению, экскурсия подошла к концу и надо было возвращаться в гостиницу. Уверен, вам было интересно со мной посетить увиденное. И если вам было интересно, я был бы признателен вам за "лайк". Если статьи вам нравятся, подписывайтесь на мой канал.