Сегодня в России прошел первый в этом году ЕГЭ. И снова стали слышны голоса людей, призывающих отменить ЕГЭ, почему-то обвиняющих Единый Государственный экзамен чуть ли не во всех бедах российского образования.
Я скажу честно, я завидую нынешним школьникам. Я вспоминаю свой год перед поступлением, и понимаю насколько классная это идея - Единый Государственный экзамен. И как жаль, что у меня его не было.
Противники ЕГЭ не приводят никаких доводов против ЕГЭ, кроме, по сути, одного — все последние два года школы школьники не учатся, а готовятся к сдаче ЕГЭ. Как будто можно каким-то образом сдать ЕГЭ, не выучив предмета.
Но правда в том, что тогда, когда были традиционные экзамены, было, по сути, то же самое. Я отлично помню, что как минимум в 11 классе я предупредил своих учителей, что, к сожалению, не могу теперь много уделять снимания их предметам, потому что готовлюсь к поступлению в ВУЗ. Вот так и сказал - открытым текстом, причем нашел с их стороны полное понимание, меня старались сильно не нагружать хотя, конечно, полностью обязанность учиться с меня никто не снимал, но, по крайней мере, с пониманием относились к невыполненным домашним заданиям. Впрочем, были и те, кто не пошел мне навстречу - это учитель химии. И поэтому в итоговом аттестате у меня по химии стоит "четверка" хотя я по химии имел неплохие оценки, но именно год перед поступлением убил предыдущие результаты, химичка будто обиделась, ведь экзамен по химии мне при поступлении сдавать было не нужно, и начала вызывать меня к доске чуть ли не на каждом уроке.
Это отличная демонстрация того, о чем я говорю - да, в старой системе лучшие ученики перед поступлением в ВУЗ делали упор на свои профильные предметы, при этом "забивая" на другие, которые им для поступления были не нужны.
Единственный довод против ЕГЭ, при ближайшем рассмотрении оказывается несущественным. А вот доводы за ЕГЭ как раз очень существенны.
Опять же, обратимся к моему опыту. Почему мне вообще надо было готовиться к экзаменам для поступления в ВУЗ? Ведь те же самые математика и физика были моими выпускными экзаменами в школе, но готовился я не к ним, а именно к ВУЗовским?
Да потому что уровень школьных экзаменов был гораздо ниже уровня вузовских. Я знал, что их я сдам легко, играючи, но мне совершенно точно не хватит этих знаний чтобы поступить в ВУЗ. Вот почему тогда процветали всяческие подкурсы и репетиторы. Мало того, все мои одногруппники, кроме меня, поступили именно через "подкурсы", естественно, забив на основную учебу. Поэтому почти все они были из городов, где были такие подкурсы. Из деревни, по причине отсутствия подкурсов, поступить было практически невозможно. Кажется, я был единственным в нашей группе из сельской местности. Я готовился сам, для этого я купил задачники типа "1001 задача по физике" и просто решил их все подряд. Скажите, сильно ли это отличается от нынешней особенности подготовки к ЕГЭ? По сути, я тупо вырабатывал в себе навык решать типовые задачи. Не понимать физику как таковую, а просто решать задачи.
Кстати, по этой причине я провалил предварительный экзамен, который был организован как раз в виде тестов. Тогда уже шла негласная подготовка к введению Единого экзамена, типа эксперимента, и всем поступающим давали шанс сдать экзамен заранее в виде тестов, типа нынешних тестов ЕГЭ. Я, конечно, сдал, но на 11 баллов, при 12 возможных. Я думаю, что причиной как раз и было то, что я был заточен на решение задач, а тесты оказались куда как более разносторонними. Я побоялся, что одного балла может не хватить для поступления, поэтому пошел на итоговый традиционный экзамен.
Тогда родители наняли мне репетитора. В первый же день он мне дал задачи из тех, что будут на экзамене, я их пощелкал как семечки, в итоге мой репетитор, впечатленный моими знаниями, даже денег у родителей не взял, заявив, что он мне ничего нового не дал, и экзамен я сдал бы и без него.
Но со мной занимался еще один парень, который не смог решить ни одной задачи. Мало того, когда после экзамена мы пошли с ним смотреть результаты экзамена, у него оказалось что-то около 5 баллов из 12, то есть он не мог поступить ни при каких условиях. Я ожидал, что он начнет рыдать, рвать на себе волосы, но он отреагировал так спокойно, что было видно - особых надежд поступить через экзамен он изначально не испытывал.
Думаю вы догадываетесь, что он поступил. Я был удивлен, встретив его позже в универе, наивно спросил: как ему это удалось. В ответ получил хитрую улыбку и пространный ответ в стиле "надо просто нужных людей знать".
Экзамены я сдал на максимальный балл. Но чего мне это стоило? Дикие нервы, многократные поездки за 200 км в Новочеркасск, на сдачу экзаменов, бессонные ночи потраченные на самостоятельную подготовку. А потом с красными глазами утром надо еще в школу, с невыполненными домашними заданиями, ибо на них времени просто нет. И это я. Я мечтал поступить, я сегодня это вспоминаю, и, честно говоря, сам в шоке от той моей целеустремленности, от того безграничного желания учиться.
Вот только не все такие. Многие просто не проходили этот квест, многим не хватало выдержки, усидчивости, силы воли. Вот почему ЕГЭ это отличная идея. Благодаря ЕГЭ уже нет необходимости "подтягивать" себя до уровня ВУЗа. Сегодня школьная система образования просто обязана быть такого уровня, чтобы знания, полученные в школе, были достаточны для поступления в ВУЗ. Уровень школьного экзамена априори равен уровню вступительного, потому что это один и тот же экзамен. Теперь, ты можешь просто учиться, разве что уделяя своим профильным предметам чуть больше внимания, а не так как вынужден был поступать я - отложив все лишнее в сторону. Сегодня не нужны никакие репетиторы и подкурсы, не нужно ездить за сотни километров для сдачи экзаменов. Ты просто сдаешь, и уже потом выбираешь любой ВУЗ.
Я уж не говорю об искоренении коррупции. Ведь вот тот мой приятель, не сдавший экзамен, но поступивший, он же поступил вместо кого-то, готовившегося к поступлению самостоятельно целый год.
Поэтому ЕГЭ просто гораздо справедливее, теперь все в равных условиях, неважно сколько у твоих родителей денег, где ты живешь, в крупном городе или в глухой деревне. У всех одинаковые возможности.
Да, возможно у ЕГЭ есть и недостатки, впрочем, сама система развивается, модернизируется, и сегодня это уже совсем не те тесты, что были в самом начале. В мире вообще нет ничего идеального. Но у старой системы недостатков гораздо больше. Да нет, та старая система — это вообще один большой недостаток, она была будто создана для того, чтобы испытывать не только знания учеников, но и их способность преодолевать различные препятствия и жизненные трудности, а заодно подготовить их морально к несправедливости этого мира.
У старой системы было лишь одно преимущество: если ты все же поступил, то помнить это будешь всю жизнь, и гордиться этим как важнейшим достижением в своей жизни. Да, теперь мне есть что вспомнить, о чем рассказать и чем гордиться. Но вот своим детям я такого не желаю. Так что не трогайте ЕГЭ.
Напоминаю, проект теперь есть и в Instagram: @sdelanounas.ru, подписывайтесь, там публикуется то, что не публикуется здесь.
Обратите внимание на статью: Всё мы можем, когда надо. Потому что это – Россия
И лайкнуть не забудьте :)