Найти тему
Знание

Почему с возрастом теряются способности к обучению?

Приветствую вас на моем канале. Меня зовут Дмитрий.

Как известно, с годами теряются способности к обучению. Задумывались ли вы с чем это связано? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно понять как "работает" мозг. Когда человек запоминает информацию в его мозге синтезируются белковые молекулы, которые отвечают за сохранение этой информации. Их можно представить как некие белковые "следы". Когда необходимо вспомнить что-то мозг использует эти следы для воспроизведения пережитого опыта. Чем старше человек, тем больше у него таких следов. Эти следы сливаются и формируют нечто вроде протоптанных дорожек, по которым идут нервные импульсы.

Память человека разнообразна - она бывает двигательной (когда запоминаются движения тела), эмоциональной, смысловой (запоминаются слова), образной (запоминаются зрительные и звуковые образы). Сама модель осуществления мыслительного процесса зашита в эти дорожки. Чем больше у человека жизненного опыта, тем больше у него таких дорожек. Важно понимать, мозг очень энергозатратный орган. Поэтому любой мыслительный процесс он пытается упростить так чтобы на его осуществление уходило минимум энергии. При решении какой-либо задачи мозгу гораздо проще и менее энергозатратно вспомнить прошлый жизненный опыт, используя уже имеющиеся дорожки памяти, чем пытаться по-новому взглянуть на ситуацию, выстраивая новые нейронные связи. Поэтому взрослым людям гораздо сложнее уйти от стандартного мышления, чем детям, так как у детей еще не сформировались белковые дорожки памяти.

Мыслительный процесс можно сравнить с путешествием. В роли путешественника будет выступать нервный импульс. Если наш путешественник выберет один путь, то это значит, что наша мысль пойдет по одному направлению, а если он выберет другой путь, то мысль пойдет по другому направлению. Дороги, по которым идет наш путешественник, это те самые белковые дорожки, сформировавшиеся под влиянием прошлого опыта. Нашему путешественнику гораздо легче пройти по этим протоптанным дорожкам, чем сходить с них, ища более короткий путь и идя по непролазным зарослям. Именно поэтому у взрослых людей мысли так однообразны. У детей же еще нет этих дорожек, поэтому каждый поход их мысли-путешественника становится настоящим приключением с преодолением непролазных зарослей, на пути к решению той или иной проблемы.

Конечно, некоторая не используемая информация, забывается, освобождая место для новых знаний, но этот процесс не быстрый и происходит в течение многих лет. С возрастом таких дорожек накапливается очень много и новые дорожки попросту не могут появиться из-за обилия старых, которые заполняют собой весь мозг. Поэтому человек во взрослом состоянии гораздо труднее запоминает новую информацию.