Основная проблема, на которой заострил свое внимание Ю. Сагалович, - проблема отношения людей к Великой Отечественной войне.
Начиная иллюстрировать проблему, автор говорит о том, что взрослые потомки участников Великой Отечественной войны выражают искреннее, участливое сожаление по поводу гибели, ранения старших родственников. Они знают истории фронтовиков и людей, сутками трудившихся в тылу для победы. Они уважают, жалеют ветеранов, оставшихся в живых, гордятся ими и заботятся о них.
Приводя еще один аргумент для иллюстрирования проблемы, Ю. Сагалович не скрывает и противоположные факты. Есть молодые люди, которые безразличны к историческому прошлому, считая, что это очень давнее событие. Бывает, что даже могут навредить ветерану войны. Почему? Автор отвечает, что «память о подвиге, о благородстве, о боли и страданиях — обязывает и подражать и сострадать, а потому быть обязанным отнюдь не всем нравится». Некоторая часть молодежи считает, что жизнь и так тяжела. Поэтому «лучше не помнить и не знать — так проще жить…» Ведь быть благодарным потомком – это «удел только великих душ».
Помнить или забыть о прошлой войне? Оба примера автор привел как иллюстрации к этому проблемному вопросу, которые фактически дополняют друг друга, но противоречат друг другу нравственно.
Авторская же позиция заключается в благодарном отношении к людям, защитившим нас от врагов. Поэтому, чтобы убедительнее воздействовать на души молодого поколения по поводу сохранения исторической памяти о войне, автор подробно описывает обобщенный облик дорогого ему однополчанина.
Я согласна с автором в том, что люди разных поколений и одного и того же поколения по-разному относятся к прошлым событиям. Может быть, на них влияет отношение других стран мира, и они сомневаются. Значит, им надо глубже знать все факты этого знаменательного события, которое отразилось и на их семьях. Можно участвовать в акции «Бессмертный полк» и почувствовать гордость за ветеранов и за всех нас. А книги о войне, которые написаны в ХХ веке, до сих пор не оставляют равнодушными многих молодых людей. Среди них – такие, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Судьба человека» М. Шолохова, «В списках не значился» и « А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Журавлиный крик» В. Быкова и многие другие.
Итак, прочитав текст, я поняла, что это добрый завет человека о том, что нужно с благодарностью относиться ко всем предкам, которые дали возможность жить своим потомкам. Человеку поступать нужно так, чтобы никто не сказал, что у него слабая, то есть беспамятная, душа. Пусть мы все будем сильны духом и памятью и так же непреклонны, как поколение Победителей. Тогда они там, на небесах, будут тоже гордиться нами!
ТЕКСТ
В последние годы можно слышать исподволь повторяющуюся фразу: «Поколение фронтовиков уходит, их становится все меньше». Чаще всего эти слова произносят с искренним сожалением, отдавая должное отцам, дедам и прадедам. И тем, кто погиб на войне, и тем, кто умер уже после войны от ран или от старости, и тем, кто еще жив.
Бывает, что слова об уходе старых фронтовиков произносят бездумно и бесстрастно, повторяя их за другими. Бывает — по обязанности.
Встречалось, молодые люди с издевкой относились к боевым орденам, которые фронтовики надевают единожды в году на день Победы.
Я знаю людей, которые, как только заходит речь о войне, переводят беседу на свои туристские походы в надежде сравнить их с боями. Младшие поколения стремятся принизить нравственный подвиг старших во время войны только потому, что подсознательно не могут не преклоняться перед его величием.
Спасибо и за это подсознательное…
Один из читателей упрекнул меня в том, что я будто бы требую от нынешней молодежи помнить о Великой отечественной войне, почитать ее и ее героев, в то время как она так же далека от молодых людей, как Куликовская битва. Заметим, что для сравнения выбрано максимально отдаленное событие. Самую близкую и массовую героику с издевкой задвинули к истокам истории, лишь бы понадежнее избавиться от нее. Хотя можно было бы отправиться поближе, например, к 1612-му году, или к 1812 году. Ведь о Бородинском сражении та же молодежь вспоминает вполне благосклонно. Так в чем же дело? Память о действительно отдаленных событиях ни к чему не обязывает. Можно даже продекламировать несколько строчек из «Бородино» Лермонтова, или вспомнить замечательное стихотворение М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года», не заботясь о том, чтобы подкрепить благодарную память действенной, реальной благодарностью к участнику событий, еще живому человеку, которого можно встретить на улице или в лифте.
А благодарность — удел великих душ.
К счастью отнюдь не для всей молодежи наша невиданная ранее война так же далека, как Куликовская битва. Повторюсь, самое главное состоит в том, что сравнение с Куликовской битвой — лукавство. Память о подвиге, о благородстве, о боли и страданиях — обязывает и подражать и сострадать, а потому быть обязанным отнюдь не всем нравится.Лучше не помнить и не знать — так проще жить… Потому-то и сравнивают с Куликовской битвой, что хотят задвинуть память о трагедии новейшей истории подальше от своей совести.
Каким я помню и вижу собирательный облик дорогого мне однополчанина? Бравый подтянутый офицер с гладко выбритым лицом, спрыснутым шипром, в предвкушении принятия награды, сопровождаемой рюмкой — эти внешние симпатичные признаки далеко не исчерпывают офицерской сути. Пехотный офицер — заботливый трудяга, отвечающий за все, все понимающий, смельчак, личный пример которого — непререкаем. Это и пахнущие потом портянки на сбитых сильных мужских ступнях. Это и нажитая боевым опытом мудрость, которая во сто крат шире боевого устава пехоты.
С другой стороны, портрет воина-фронтовика не исчерпывается простуженным голосом, небритым лицом, красными от недосыпания слезящимися глазами и чернотой под ногтями на руках, сжимающих саперную лопату. И, разумеется, жизнь фронтовика — это отнюдь не только невыразимые внутренние страдания. Но часто она выражается и внутренним удовлетворением, и гордостью, и успокоением после удачного боя, когда, ощутив себя живым, можно расслабиться, передохнуть и поесть, да и пропустить несколько живительных глотков. (Ю.Л. Сагалович)
**
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки