Построенная казаками в благодарность всевышнему, что спас их на полях сражений в Отечественной войне 1812 года, церковь едва не погибла в Великой Отечественной.
В исчезающей станице Перекопской Клетского района стоит удивительный храм. Высоченный каменный исполин с золотым куполом на фоне полуразрушенных хат и покосившихся заборов.
Сразу оговорюсь: это место без инфраструктуры, без проторенных туристических троп и экскурсоводов. Оно понравится тем, кто готов вдохнуть полной грудью горячий степной воздух, бесконечно смотреть на донские просторы, кто грустит по исчезающей русской деревне и способен проникнуться историей этого места.
Итак, расстояние от Волгограда до станицы Перекопской составляет 150 километров, если ехать через станицу Новогригорьевскую Иловлинского района. По данным Википедии, в Перекопской проживает 75 человек, но по заверениям местного батюшки – всего 60 человек. Жизнь теплится в нескольких десятках домов. Остальные – смотрят на гостей забитыми ставнями, да поредевшим, как зубы старика, штакетником. От иных хат остались только руины фундамента. И только ковылю есть, где разгуляться…
И над этим всем возвышается красавица-церковь Богоявления Господня с одним большим золотым куполом (два малых терпеливо ждут реставрации). Когда-то она была белоснежной, но сейчас штукатурка облупилась, открыв взгляду кладку красного кирпича.
История этого храма удивительная. Она началась в далеком 1772 году. В те года церковь в станице была построена деревянной, но в итоге была разобрана и вновь построена деревянная во имя Богоявления Господня. Но, и она просуществовала недолго, её разобрали в 1785 году. Спустя год было принято решение о возведении каменной церкви. В 20 саженях от места, где ранее располагался деревянный храм, была заложена церковь на каменном фундаменте с такой же колокольней во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь прослужила дольше, чем деревянная, но что с ней случилось - неизвестно.
Позже, уже в 1856 году, на пожертвования казаков, вернувшихся с Отечественной войны 1812 года, архитектором Фоминым была построена однопрестольная каменная церковь во имя Богоявления Господня с пределом Казанской Божьей Матери.
Она пережила многое, была свидетелем бурных событий ХХ века. Местные жители говорят, что не без божьей помощи уцелела церковь в Великой Отечественной войне. Сталинградский фронт находился всего в нескольких километрах, и соседний хутор был полностью стерт с лица земли.
Говорят, что после войны храму тоже пришлось несладко. Во времена гонения на церкви особо рьяные комсомольцы хотели сравнять с землей величественного исполина, с помощью тракторов и металлических тросов пытались развалить строение. Но не хватило сил, исполин выстоял. И тогда про него решили просто забыть.
В советские годы он пустовал, здесь селились только птицы, да летучие мыши. Возможно, как раз из-за наличия храма в станице, ее в 60-е годы прошлого столетия признали неперспективной и объединили с соседним сельсоветом. Постепенно из неперспективного поселения стали уезжать люди. Теперь сюда даже не заезжает автобус, давно закрыта школа, не работает магазин.
Время сделало с храмом то, что было не под силу человеку. Полы прогнили, кресты на куполах покосились, росписи пришли в ужасное состояние. Говорят, что внутри храма был пожар и именно он уничтожил убранство, поплавил все фрески. Крест на одном из куполов завалился. В аварийном состоянии находятся ступени, ремонта требует и крыльцо, колокольня. Только в 1990 году в церкви был возрождён приход. Сегодня прихожан можно счесть по пальцам одной руки.
На одной из стен храма красуется табличка: «Памятник архитектуры. Церковь Богоявления. Архитектор Фомин. Сооружена в 1856 году. Охраняется государством».
Но на самом деле пока церковь охраняется только одним батюшкой - отцом Стефаном. Когда он приехал сюда, то начал с генеральной уборки – грязи, копоти, птичьего помета здесь было по колено. Сейчас в храме идет вялый ремонт, денег на реконструкцию нет. Пока своими силами приводят в порядок алтарную часть.
До звонницы руки никак не дойдут. А до нее ведут 10 ветхих, прогнивших пролетов. Батюшка резво бежит по ним, словно под ногами не жидкие дощечки, а бетонные ступени. Повторить его подвиг, скорее всего, опасно для жизни. Все переходы такие древние и страшные, ведь им столько же лет, сколько церкви. Но вид с колокольни открывается завораживающий.
Внутри самой церкви тихо и прохладно. Убранство скромное. Батюшка говорит, что приезжают к нему прихожане с соседних поселений. Немного, но храм не пустует, людям он нужен.
В соседнем хуторе, до которого, кстати, на машине минут десять езды, живет более 800 человек. Там и магазин, и школа, и даже отделение банка имеется. А вот такой красивой церкви – нет.
Время здесь замерло. Глядя на Дон, на храм, на исчезающую станицу кажется, что одна эпоха здесь ушла безвозвратно, а другая так и не началась…