Найти тему
Бубликов

Белобережская узкоколейная железная дорога

Оглавление

Начнём с того, что узкоколейных дорог на территории Орловщины, в 20 веке было две. Одну построили во время немецкой оккупации. Она проходила из Болхова до Оптухи, Орловского района, а вторая нужна была для доставки и разгрузки торфа в Белых Берегах для ГРЭС. О ней мы сейчас и поговорим.

Железнодорожная насыпь
Железнодорожная насыпь

Белые Берега

Территория бывшей станции Торфяная. Слева — деревянное 2-этажное здание бывшего вокзала. Фото 2007 г.
Территория бывшей станции Торфяная. Слева — деревянное 2-этажное здание бывшего вокзала. Фото 2007 г.

Всё началось в 1932 году в посёлке Белые Берега, под Брянском. Станция была построена вскоре после ввода в эксплуатацию Брянской ГРЭС (государственной районной электростанции), для доставки и разгрузки торфа. В первый год открыли путь длинною 6 км, до первой торфоразработки. В 1937 году продлили до посёлка Пальцо, где было открыто ещё одно торфопредприятие. И в тот же год было открыто пассажирское движение поездов.

Берёзовое

В 1949-1950 годах был построен новый участок узкоколейной железной дороги Пальцо — Берёзовое. За моей спиной, одно из двух сохранившихся зданий этого села. Судя по всему здание было построено в 50-е годы. Примечательно, что кирпичная кладка состоит из разного кирпича, местами даже похоже что дореволюционного. Но качество самой кладки отличается от царских времён, причём в худшую сторону. Зато при Сталине, на этом доме появились декоративные элементы над окнами и на углах дома.

Об истинном предназначении этого здания остаётся только догадываться. Хотя сперва казалось, что это здание вокзала, но детальное изучение карт, привело меня к выводу, что скорее всего это был жилой дом при станции. Так как жд пути проходили в 400 метрах от этого дома.

Стоит отметить, что это единственная станция на Белобережской УЖД, которая находится в Калужской области, ибо следующая станция была в Жудрё, уже на Орловщине.

Участок Берёзовое — Жудерская построили в 1954 году. Протяжённость пути составила 54 километра! Забегая вперёд скажу, что максимальная длинна всех путей, в лучшие годы ужд составила 160 км!

На сайте «orel-story» прочёл, что по воспоминаниям жителей Жудрё, для них эта дорога имела ключевое значение. Т.к. нормальной автомобильной дороги в сторону областного центра Орловщины до 70-х годов не было, жители предпочитали ездить на регулярном транспорте в Брянскую область.

Характеристику я приведу такую же. Кладка неидеальная, но элементы декора также присутствуют. Возможно, что два этих здания были построены в одно время.

В 1970-х годах, в связи с выработкой торфомассивов был разобран участок к востоку от посёлка Пальцо (Пальцо — Берёзовое — Жудерская). Протяжённость сократилась примерно на 40 километров.

Пассажирские поезда до Жудре перестали ходить зимой 1972 - 1973 годов, в связи с выработкой торфомассивов. И доезжали только до предыдущей ст. Берёзовое. После 1975 года было закрыто движение от станции Пальцо до станции Берёзовое.

Также в Жудерском вспоминают, что после закрытие пассажирского движение стальная колея ещё несколько лет продолжала служить местным жителям. На самодельных дрезинах "пионерках" со стороны Белых Берегов они продолжали добираться до удалённых посёлков, в том числа и до Жудерского.
orel-story.ru
Автор фото: Андрей Киреев
Автор фото: Андрей Киреев

Единственная фотография поезда с пассажирами, снятая на станции Жудерская. Фотографию можно увидеть в школьном музее Жудрё.

Фотография для привлечения внимания
Фотография для привлечения внимания