Одни ищут сокровища, другие – уникальные исторические реликвии. А где удивительные находки, там и криминальные интересы.
Украсть корону Российской империи или шлем Александра Македонского – какая, собственно, разница? Наследство, ускользающее из рук, или спрятанное где-то в недоступном месте – этот сюжет позволяет создать боевик или детектив, а можно – комедию.
«Невероятные приключения итальянцев в России» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1973 год)
Одна из самых популярных советских трюковых кинокомедий появилась на свет благодаря финансовым неурядицам. Итальянская кинокомпания, работавшая на совместном проекте «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, задолжала «Мосфильму» деньги. Чтобы из вернуть, нужно было запустить новый проект, и тогда руководство вспомнило о лежавшей под спудом заявке Брагинского и Рязанова «Спагетти по-русски». После долгих переговоров и согласований появился, наконец, готовый сценарий, который самого режиссёра не очень-то устраивал.
Не менее драматичным был и процесс съемок.
В своей книге «Неподведённые итоги» Рязанов писал: «Я не знаю в истории нашего кино ни одного случая, чтобы режиссёр оказался в таком положении: актёры неизвестные, иностранные, времени нет, трюки сложнейшие, на всё давно два месяца».
Жанр своего фильма режиссёр определил, как «реалистический идиотизм». Можно назвать и по-другому: комедия поисков и утрат. Герои ищут то, что им не принадлежит (даже прямая наследница бабушкиных сокровищ не может претендовать на всё богатство – клад считается собственностью государства) и создают обстоятельства, которые чуть было не приводят к авиакатастрофе, взрывают бензозаправку, проводят незаконные раскопки и фактически покушаются на жизнь правоохранительных органов.
Главным выгодоприобретателем во всей этой истории становится капитан милиции Андрея Васильев (Андрей Миронов). За успешно проведённую операцию его повышают в звании. Сцена прощания в аэропорту очень похожа на финал фильма «Ларец Марии Медичи», с той лишь разницей, что там иностранка улетела, так и не оставив герою надежды на будущую встречу, а в комедии Рязанова красавица Ольга (Антония Сантилли) остаётся в Советском Союзе, так же, как и драгоценности бабушки-балерины.
Главное, что артефакт не покинул пределов отечества: хозяева могут меняться, а вот место хранения должно быть одним и тем же.
По итогам кассовых сборов за 1973 год «Невероятные приключения…» заняли третье место, уступив лишь «Калине красной» Шукшина и американскому вестерну «Золото Маккены».
«Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1971 год)
Заключительный фильм трилогии о неуловимых мстителях. На этот раз героическая четвёрка должна вернуть в Советскую Россию главную династическую регалию российских императоров. Казалось бы, зачем свергнувшим монархию большевикам этот символ прежней власти? Может быть, корона дорога как уникальное произведение ювелирного искусства? Нет, дело не в её стоимости – в рублях, долларах или иной валюте. Владеющий короной – полноправный преемник той созидающей силы, благодаря которой было построено великое государство, от Балтики до Тихого океана.
Неуловимые, кроме, разве что интеллектуала Валерки (Михаил Метёлкин), вряд ли понимают всё значение короны, но будучи идеальными исполнителями, начинают поиски раритета, похищенного штабс-капитаном Овечкиным (Армен Джигарханян). Он должен с короной в руках подняться на борт парохода «Глория» - название переводится как «слава», что придаёт всей операции мистическую окраску. «Слава» Запада увозит из России символ русской славы.
Эту корону возлагали на головы всех правителей, которые всходили на трон после Екатерины Второй. Теперь же враги России задумали короновать одного из живущих в Париже самозванцев, объявивших себя законными наследниками Романовых.
Это не просто политическая провокация – став элементом шутовского действия, корона утратит свою символическую силу.
Историки утверждают, что в действительности после революции предпринимались попытки продать часть царских реликвий. Только в тридцатые годы Сталин, хорошо понимавший, какую роль в политике играет эзотерика, запретил вывозить за границу императорские ценности.
Многие кинокритики восприняли «Корону…» как пародию на фильмы историко-героического жанра. Точнее будет сказать, гротеск отдельных сцен служит своего родна прикрытием достаточно крамольного по тем временам утверждения: Советский Союз – красная империя, евразийская сверхдержава, получившая от предков символическое признание преемства.
«Джентльмены удачи» (режиссёр Александр Серый, 1971 год)
Украден бесценный золотой шлем Александра Македонского, который археологи нашли где-то в Средней Азии. На этом исходном событии держится весь фильм «Джентльмены удачи». Артефакт ищут и сотрудники милиции, внедрившие в уголовную среду своего человека, поразительно похожего на рецидивиста по кличке «Доцент» (Евгений Леонов) и сам бандит, сбежавший из колонии.
Шлем, который мы видим в фильме, сделали мастера бутафорского цеха «Мосфильма». После съёмок директор картины Александра Демидова взяла его на память. Приятельница-художница попросила Демидову на время дать ей шлем– захотелось его нарисовать.
В итоге шлем, как и следовало по сюжету «Джентльменов удачи», бесследно исчез.
По другой версии, сделанный из обычной пожарной каски, он хранится в музее «Мосфильма».
Множество легенд связано и с настоящим шлемом Македонского царя и покорителя разных народов и стран Александра. Его воины верили, что их предводителю шлем подарил сам бог Аполлон. Рассказывали, что Александр был вынужден отступить из Индии, утратив свой шлем, наделённый сверхъестественной силой.
Судя по изображениям на монетах, шлем царя был выполнен в форме львиной головы и украшен двумя бараньими рогами. Сзади к нему был прикреплён щиток, прикрывающий шею. В наши дни ювелиры попытались создать точную копию шлема. Материал, из которого он сделан – сплав меди и цинка, толщина металла – полтора миллиметра. Сверху шлем покрыт слоем серебра и слоем золота. Как и всякая копия, этот шлем обладает не большей силой, чем бутафорский из пожарной каски.