Это бесценно – говорить с теми, кто понимает. И бесполезно – говорить с теми, кто требует понимания, не понимая, что "понимание" – это собственный труд, который нельзя купить ни за количество часов, ни за модную программу, ни за личный бренд преподавателя.
Люди готовы заплатить и требовать к себе внимания, потому что они платят. Это нормальные отношения там, где платят за услугу.
Образование, хоть это теперь и называется "образовательной услугой", никогда не было коммерческой услугой.
Изучить, понять, научиться, применить – это не услуга, за которую можно заплатить. Это труд. Труд, неотделимый от самого человека.
Английский – это не дисциплина, которую можно освоить отдельно от "осваивания" себя и понимания своих шаблонов и алгоритмов, что тормозят процесс, мешают, или наоборот, могут способствовать, но ввиду того, что не развиты – не используются.
Скажите мне, как правильно! Нет, ну что вам сложно? Я за что плачу вообще?
Мне не сложно, просто я этим не занимаюсь. Не делаю работу человека за него самого. Те, кто плотно работает со мной, однозначно платят не за то, чтобы я давала им правильные ответы три раза в неделю.
В индивидуальной работе человек работает над настройкой своих индивидуальных параметров, чтобы выйти на уровень дальше.
Работает столько, сколько нужно, чтобы в какой-то момент осознать, что дальше он может сам, без меня. Настолько интенсивно, насколько человеку сейчас комфортно, чтобы получать свой результат. Дело не в количестве знаний об английском, а в настройке инструментов, которыми эти знания можно усвоить, переварить, применить.
Много и интенсивно не всегда хорошо. Курсы, которые упаковывают "20 лет опыта в 20 уроков" продаются либо за космические суммы, либо за цену чашки кофе. Ни самый дорогой, ни самый дешёвый не даст человеку 20 лет опыта. Только 20 уроков. А что он с ними сделает, и будет ли что-то делать – другой вопрос.
Главная переменная в уравнении, чтобы решить задачу "Когда я стану говорить на английском свободно?" – это человек. Именно от неё все зависит.
Скажем, X (человек) + C (количество уроков) = Y (новый уровень английского).
Примерно так люди представляют себе процесс обучения. Нужно пройти курс из 72 часов, и все изменится. Поэтому люди требуют, чтобы им сообщили точную дату, когда все изменится (то есть когда закончится курс).
Когда я предлагаю возможность продолжать тренироваться после окончания курса и продолжать участвовать в Live Sessions, для многих это скорее дискомфорт, чем возможность далее работать с тренером.
Курс должен закончиться, я согласна.
И он заканчивается. То, что человек взял оттуда для себя, как он это применяет в своей жизни и как долго применяет – выбор и ответственность самого человека.
Для меня в изучении нового навыка самое главное – научиться. Как я пойму, что научилась? Я могу применять новое в своей жизни. Сама. Да, не так виртуозно, как тренер (я же не тренер, и у меня нет столько опыта ещё), но в своей жизни и сама.
Когда цель не научиться, а пройти курс, то и действия соответствующие.
Чтобы научиться, надо трудиться: думать, мыслить, пробовать, ошибаться, переделывать, работать с обратной связью.
Чтобы пройти курс, достаточно собрать нужное количество баллов, выполнить все задания, или просто дождаться окончания курса.
Люди, которые требуют эмоциональной болтанки (как положительной в виде эйфории от обилия похвалы и мотивирующих речей, так и отрицательной в виде стресса, давления на себя, разочарования в себе, требований срочно им объяснить что именно им писать в свое резюме и какими именно словами), не смогут научиться самостоятельно повышать свой уровень языка, пока не научатся приводить в порядок свой эмоциональный фон. Сами.
Я для этого летаю в Магнитогорск каждый месяц и занимаюсь третий год саморегуляцией и управлением своим состоянием. Потому что вижу, что многие вещи я уже могу сама. Еще не все и не в том качестве, что могут те, кто занимается дольше и больше меня. Обучение не закончено и не закончится никогда. Это уникальные знания, нужные каждому человеку.
Объяснить себе, почему они уникальные – работа самого человека.
Если человек – это главная переменная в уравнении, то причём тут инновационные методики, искусственный интеллект, новые технологии и оптимизация?
Сколько бы новых технологий не добавили на платформу с онлайн курсами, если человек туда не ходит, никакого обучения не будет.
Главное – человек (и тот, кто обучает, и тот, кто обучается). Если человек не умеет учиться, он не сможет научиться.
Поэтому, когда я работаю с группой Native-Like Fluency, это совсем не про "высокую грамматику" или сложные фразы. Это про то, как учиться самостоятельно повышать свой уровень языка без остановок. Нет финальной точки "Absolute Fluency".
Мы идём не к финальной точке, а к себе. К начальной точке.
Повышается ли уровень владения языком у участников? Всегда.
Но никогда развитие не идёт отдельно от личности.
Люди учат не английский, а решать свои конкретные задачи, находить время для практики в своем конкретном дне, делать упражнения, которые нужны именно им, чтобы заполнить их пробелы или взрастить нужные им качества. Люди учатся адаптировать упражнения согласно своим индивидуальным параметрами и видеть, измерять, понимать свои результаты.
Ничто не мотивирует так, как свой результат, который пришёл в результате понимания, то есть после того, как сделал.
До того, как человек сделал (не попробовал, а сделал), можно хоть сколько объяснять, это не даст человеку понимания.
Сделать – это труд. И это время.
Поэтому так здорово говорить с теми, кто понимает (кто сам потрудился объяснить себе) через время.
Им тоже нужно идти дальше. Нам всем нужно.
Поэтому практика (результат которой есть познание себя) не заканчивается никогда. В начале это долго, и терпения нет совсем, почти у всех.
Зато потом это "долго" кажется смешным, потому что умеешь делать левой пяткой за минуту. И появляются задачи поинтереснее. Просто решать их надо сразу на английском