«Бывает труд ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой труд гораздо хуже праздности. Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный.». Лев Толстой был, несомненно, прав. Именно так он и трудился, создавая свои знаменитые бессмертные произведения. Именно об этом помышляли многие классики, пытаясь творить в тишине и размеренности будней, вдали от мирской суеты. Почувствовать спокойный ритм повседневности. Приручить изменчивую и капризную Музу, которая всякий раз норовит покинуть измученного творца, только-только нащупавшего невесомую нить повествования, которая, сплетаясь в чудный орнамент, выстраивает неповторимый рисунок нового полотна. Как говорил классик, «самый тяжкий и мучительный труд – работа мысли». Это так. Поэтому присутствие Музы порой жизненно необходимо для писателя, поэта, художника, композитора… Однако, есть и другая точка зрения. Например, Артур Конан Дойль считал, что Гений – это бесконечная выносливость. Ничего лишнего, только труд и выносливость. Многие творческие личности говорили об этом же: не ждать вдохновения, не лениться и не надеяться, что «из ничего» вдруг возникнет озарение. А Муза, как дама капризная, удалившись, возможно будет лишь издалека наблюдать за творческими исканиями, надеясь, что без неё ничего не получится… Это касается любой творческой деятельности, начиная от писательства, сочинительства и заканчивая, например, пошивом собственной одежды, гончарным искусством или кузнечным делом.
«Мне кажется, слово «вдохновение» подходит больше для работы над короткими, небольшими вещами. В работе над большим текстом вдохновением не обойтись, нужны настойчивость, привычка к постоянному труду, писательская дисциплина и писательская честность, а не вдохновение. Я бы сказала, что нужно думать и работать каждый день, а писать, наверное, только на этапе, когда история уже сложилась в голове.». Гузель Яхина.