Найти в Дзене

Интерпретация истории Великой Отечественной войны в советском и российском кинематографе

Прошло 76 лет со дня Великой Победы. Становится все меньше очевидцев военных событий, которые могут поведать нам о трагических, но вместе с тем героических страницах нашей истории. В этих условиях кинематограф является наиболее наглядным способом показать людям события Великой Отечественной войны. За последнее десятилетие среди зрителей и кинематографистов возрос интерес к военной тематике. Одна из причин этого интереса лежит в празднованиях юбилеев Великой Победы.

Важной проблемой исторического кино является насколько качественно создан фильм. При оценивании качества и успешности фильма на историческую тематику учитывают достоверность изображения событий, выразительность характеров исторических персонажей, насколько отражена эпоха в атмосфере фильма. На тех, кто создает исторические фильмы лежит большая ответственность, так как подобные фильмы должны быть основаны на реальных событиях, а репрезентация истории в массовом кинематографе может способствовать более глубокому пониманию истории, сохранению и передачи культурной памяти, формирования самосознания нации.

Весь отечественный кинематограф, который посвящен войне 1941-1945 годов можно разделить на три основных периода. Эти периоды отличаются подходом создателей фильмов по отношению к тому, что является истинной правдой о войне.

Говоря о кино, снимаемом во время войны 1941-1945 годов важно отметить, что кинопроизводство перестроилось на новый лад. Главной задачей кино была мобилизация духовных сил советского народа. Кинематограф стал одним из главных средств политической агитации. Стало важным оперативность фильмов, отсюда свое развитие получили кинохроники и короткометражные новеллы. Наиболее популярными темами стали темы героизма, патриотизм, зверства фашистов, вклад женщин и детей в победу над врагом. Еще одной особенностью кинематографа военных лет является показ образа советских солдат и врага. Немецкие солдаты часто показывали карикатурными и жестокими, а советские бойцы представали перед зрителями как героические личности, как товарищи, которые готовы встать плечом к плечу.

В послевоенное время кино о войне 1941-1945 гг. получило новое развитие. В 50-е кинематограф очеловечивает тему войны. Показывается осмысление войны как трагедия одного человека. При этом остается важным отразить и судьбу всего народа. Теперь война представлена не только как противостояние «свой – чужой», но и как внутренний конфликт. Фильмы «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Летят журавли» рассказывают зрителю душещипательные истории о любви, мире, войне.

В 60-е начала экранизироваться «лейтенантская проза», авторами которой стали советские писатели, лично прошедшие войну. В военных фильмах начинают появляться болезненные темы: поражения и отступление Красной армии в начале войны («Живые и мертвые», 1964 г.), судьба бойца, побывавшего в немецком плену («Чистое небо», 1960 г.), подлость на войне и в послевоенное время («Тишина», 1964 г.). Особое место периода шестидесятых годов занимает фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» 1962 года, получивший премию «Золотой лев» на кинофестивале в Венеции. В фильме раскрывается трагедия через историю ребенка, которого война лишила детства.

В 1970-е гг. на передний план выдвигается не исторические события, а личность человека. Режиссеры этого времени развивают тему жизни людей после войны. Так в фильмах «А зори здесь тихие» (1972 г.) и в фильме «Аты-баты шли солдаты» (1976 г.) в финалах показана современная жизнь: главный герой первого фильма, старшина Васков, вместе с сыном погибшей зенитчицы навещают место гибели девушек-зенитчиц, а герои фильма «Аты-баты шли солдаты», являющиеся детьми погибших на войне солдат, собираются вместе спустя 30 лет, чтобы почтить память своих отцов, отдавших свою жизнь на защиту Родины. В 70-е режиссеры отказываются от цвета и делают свои фильмы черно-белыми, чтобы кинохроника отлично вписалась в общее повествование. Такими являются фильмы «В бой идут одни старики», «Семнадцать мгновений весны». Режиссер С. Ростоцкий в фильме «А зори здесь тихие» использует цвет, чтобы разделить время в фильме на военное и мирное.

В 1980-е советский кинематограф возвращается к эпическому стилю, от которого отклонились в 1950-х. Такие эпопеи отечественного кино, созданные режиссером Озеровым как «Освобождение», «Битва за Москву», «Сталинград» представляли идеологическую линию коммунистической партии и правительства в изображении войны. Толпа в этих фильмах становилась олицетворением истории. Также в 80-е годы раскрывается тема женщины на войне: «В небе ночные ведьмы» (1985), «Военно-полевой роман» (1985), «Батальоны просят огня» (1985). Особое место в советском кинематографе этих лет занимает фильм Э. Климова «Иди и смотри» (1985).

В 90-е годы кино про Великую Отечественную войну претерпевает кризис. Стали популярны фильмы, отражающие боль жизни: «Ворошиловский стрелок» (1995), «Брат» (1997). В 1995 году выходит последний эпический фильм Ю. Озерова «Великий полководец Георгий Жуков».

В 2000-е годы российские режиссеры возвращаются к теме войны. Начинается процесс мифологизации Великой Отечественной войны, которая постепенно отступает от исторической памяти. Появляются новые поколения, которые уже не были знакомы с ветеранами. Кроме этого, было необходимо найти неидеологизированные образы. Таким образом, появляются фильмы «Сволочи» (2006), «Поп» (2009), «Штрафбат» (2009). В 2002 году создается фильм «Звезда», являющийся ремейком одноименного фильма 1949 года. В фильме соединяется драматический сюжет с современными спецэффектами. Пытаясь привлечь к себе современного зрителя, кинорежиссеры создают фильмы о войне в жанре фэнтези: «Мы из будущего», «Туман». Постепенно фильмы о Великой Отечественной войне переходят из военно-патриотических фильмов в разряд исторических боевиков и экшн-фильмов.

В последнее время война 1941-1945 годов вновь становится частью идеологии и культурной политики, проводимой в нашей стране. Создается немало ремейков советского кинематографа. Это и «Брестская крепость» (2010), «А зори здесь тихие» (2015), «Молодая гвардия» (2015).

Большинство кинокартин о войне относятся к жанру драмы. Но есть и примеры фильмов других жанров. Это фильм Федора Бондарчука «Сталинград» жанра боевик. Фильм «А зори здесь тихие» Р. Девлетьярова, относящийся к жанру исторический фильм (экранизация литературного произведения). Редкие для жанра фантастики фильмы «Мы из будущего» и «Туман». Еще реже встречаются военные комедии, посвященные Великой Отечественной войне: фильм «Пять невест», «Гитлер капут!». Такое распределение жанров в фильмах о войне не случайно, так как популярность драмы в этом направлении обусловлена сохранением в культурной памяти трагического образа войны.

По сюжету современные военные фильмы можно разделить на две группы: во-первых, фильмы, посвященные непосредственно военным действиям; фильмы, в которых военные действия становятся историческим контекстом раскрытия тем предательства, милосердия, патриотизма. К первой группе можно отнести фильмы «Брестская крепость», «28 панфиловцев», «Подольские курсанты». Ко второй же группе можно отнести фильмы «Поп», «4 дня в мае».

Способы репрезентации образов прошлого немногочисленны. Это либо фильмы, сделанные в традициях советского кинематографа, в которых главным становится героизация и идеализация образов и событий, как, например, в фильме «Брестская крепость», либо создатели фильма делают ставку на современных технологиях, будь то IMAX, 3Dили компьютерная графика. Ярким примером использования новых технологий является фильм Федора Бондарчука «Сталинград».

Одним из факторов, определяющем во многом эстетику современных фильмов о войне 1941-1945 годов является то, что их создатели в большинстве случаев родились уже в мирное время. Эта война является «неизвестной землей» для них, и отсюда возникает свобода в выборе выразительных средств. По сравнению с советскими кинокартинами, военные кинокартины последнего десятилетия обладают большей жестокостью с точки зрения форм и выразительных средств. Главная причина этого – желание режиссеров добиться жизненной правды, показать истинную картину военных действий.

В современных кинофильмах про войну стала популярным представлять зрителю «маргинальную сторону» войны. Главными героями становятся штрафники, уголовники, политзаключенные, ссыльные. В фильмах «Штрафбат» и «Утомленные солнцем 2» режиссеры как бы ставят на место победителей в войне не только обычных красноармейцев, но и солдат штрафных рот и батальонов. В связи с этим возникает миф о том, что штрафники выиграли войну.

Проблема правды и правдоподобия сопровождает фильмы о войне 1941-1945 гг. с момента раннего этапа войны с фашисткой Германией. Сначала советские режиссеры пытались героизировать и приукрасить действия бойцов Красной Армии. В период оттепели создатели фильмов о войне старались показать, как можно правдивее непростые судьбы людей, за что были подвергнуты критике со стороны руководства. Сегодня, в современном кинематографе, в фильмы о войне добавляются зрелищность боев, чтобы привлечь молодое поколение. Также для получения большей правдоподобности создатели фильмов о Великой Отечественной войне используют натурализм, добиваясь показа жестокости, близкой к реальности. В погоне за вниманием зрителей, режиссеры не редко популяризируют мифы о войне, тем самым искажая представление народа о реалиях войны.

Следует отметить, что не зависимо от сюжетных линий или жанровой специфики видна одна важная тенденция репрезентации образов Великой Отечественной войны в кинематографе: фильмы создаются с целью сохранять образ героического подвига советского человека, напомнить зрителю о значимости победы, создать систему ценностей, в которой патриотизм станет базовым элементом.