Найти тему
Культурная Карта

Рок-оперное вхождение «Карамазовых» в подсознание

Рок-опера «КарамазоВЫ» создавалась стихийно, из отдельных сцен ― как бусы собирался концепт-концерт. «Я интуитивно стал сочинять музыку на отдельные сцены из моего любимого романа Фёдора Достоевского. Романа, который во многом определил меня, сформировал как человека, ответил на многие вопросы о людях, о душе, о любви, о Боге,» ― рассказывает Александр Рагулин, автор музыки и либретто, исполнитель старшего из братьев, Дмитрия.

Александру удалось соединить несоединимое. Философский роман с ярко выраженными детективной и мелодраматической линиями с жанром рок-оперы, где эмоции, чувства, сомнения и поиски смыслов нужно очень реалистично… пропеть! Этакий оксюморон, который зритель не просто воспринимает как эффектно поданную историю, но и сопереживает, вспоминает и понимает, какие нешуточные разговоры, какие споры и даже скандалы творились в этой семье. Ведь никто ж не будет перечитывать роман перед тем, как пойти на рок-оперу «КарамазоВЫ».

В процессе вспоминания важны любые детали. Но и тут задача не упрощается в угоду зрителя. На сцене минимум декораций! Только стулья и лавки. Создатели хотят, чтобы главными красками в этой картине были свет, музыка и вокал. И тут очень важно, чтобы со звуком было всё не просто хорошо, а сверхотлично! Без посвистываний в колонках, с ровными выходами голоса артиста. Ведь буквально всё строится именно на этом. И зрительское восприятие, в первую очередь.

Думаю, в этом причина скепсиса, что появился в первые минуты просмотра рок-оперы. После общего вступительного хора, когда как раз становится понятно, кто есть кто, я, увы, не смогла расставить все точки над i-именами и… чуть не заплакала от бессилия ― мол, придётся догадываться и ориентироваться по костюмам. Но заплакала я на партии Смердякова в исполнении Сергея Ли. Звук есть, к отоларингологу ещё рано, и рок-оперу в моих глазах можно спасти.

Вторым спасителем стала Ольга Беляева (Катерина Ивановна) ― чей голос буквально буравил во мне дыру за дырой, а потом сшивал заново, собирал по кусочкам душу, тело, разум. Как красиво играет Грушеньку Екатерина Гусева ― мягко и в то же время едко, «и любит, и кусает»… а Алёша в исполнении Дениса Дэмкива и Зосима Евгения Вальца ― те самые партии, от которых ждали б слабости и кротости, но в каждом ― стержень и голос! Видимо, нужно было посмотреть на всемирно известный роман Достоевского именно со стороны музыки и песни, что идёт из глубины и тянет за собой те самые сомнения, коих полно как в русском народе, так и в самом романе.

«Я благодарен всем нашим неповторимым артистам за талант, дружбу и профессионализм,» ― говорит Александр Рагулин.

Если принять по внимание, что «Братья Карамазовы» ― это завершающая часть достоевского пятикнижия, куда вошли его поздние романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и собственно «Братья Карамазовы», ― то по аналогии со «Звёздными воинами» создателям рок-оперы можно задумать глобальную работу по изложению в заданном стиле и предыдущих четырёх историй. Мы с сообществом московских блогеров «Люблю Москву» непременно придём посмотреть на это действие. Правда, называться этот проект будет уже, видимо, по-другому...

Подробную информацию о рок-опере «КарамазоВЫ» и предстоящих спектаклях можно найти на сайте проекта и в официальных группах в социальных сетях Instagram, Facebook, ВКонтакте.

Анжелика ЛУКИНА, фото предоставлены проектом «КарамазоВЫ»

P.S. Излишняя въедливость возможна. Автор всё представление сидел в маске, прижатый с обеих сторон посторонними людьми) так что нервозность зашкаливала.

Если текст понравился, не пожалейте лайк и подписывайтесь на канал "Культурная карта". В нём мы рассказываем, где были и что видели, и надеемся, что эта информация приносит пользу нашим читателям. Кстати, предложите свою точку для карты. Приглашения пишите в чат.