Найти тему
972 подписчика

Мандала, как терапевтический инструмент: стадия 4 – «Начало»

Сегодня я подготовила для вас новую часть, посвященную анализу в психологической работе с мандалой (по методике «Большой Круг Мандал» Джоан Келлогг), и она будет касаться 4 стадии сакрального круга...

Привет, дорогие друзья!
Сегодня я подготовила для вас новую часть, посвященную анализу в психологической работе с мандалой (по методике «Большой Круг Мандал» Джоан Келлогг), и она будет касаться 4 стадии сакрального круга (мандалы), ее специфики и характеристик.

Всем, кто только сегодня присоединился к изучению волшебного и психологически целебного мира мандалы, я рекомендую обязательно ознакомиться с предыдущими материалами этого цикла (
1 часть, 2 часть, 3 часть и 4 часть), чтобы ничего не упустить и все верно понять.

Если вы уже готовы, то переходим к «Началу» – так называется следующая стадия в динамике в рамках терапевтической работы с мандалой.

Стадия 4 – «Начало»: смысловая символика

Сегодня я подготовила для вас новую часть, посвященную анализу в психологической работе с мандалой (по методике «Большой Круг Мандал» Джоан Келлогг), и она будет касаться 4 стадии сакрального круга...-2

Если на третьей стадии мандалы человек встречается с огромным количеством возможностей, уровней, стремлений и желаний, которые хаотично возникают в его поле осознанности из бессознательного, то на четвертой стадии – «Начало» – происходит выбор наиболее значимого из всего представленного множества.

Эта стадия ассоциируется с началом мира и становлением человека в этом мире, стартуя с формирования его, как плода, во «вселенной» чрева, а также с оплодотворенным яйцом или развившимся плодом, но при этом все еще являющимся частью Великой Матери.

В психоаналитическом концепте «Начало» связывают с оральной стадией психосексуального развития ребенка – с нарциссической установкой. Круг – оральная символика/рот.
Согласно Фрейду, рот ребенка выступает в этот период в качестве первичного источника удовлетворения базальной органической потребности – питания, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.
Первичный нарциссизм – эмоциональная изоляция, сосредоточенность на себе в силу фрустраций базальных потребностей или отвержения ребенка родителями в той или иной степени в рамках данной фазы. А вторичный нарциссизм – уже сложенный невротический опыт собственного всемогущества. Так или иначе, старт подобных проблем чаще всего формируется от момента рождения до 1,5 лет.

Если посмотреть на визуальную структуру 4 стадии, мы увидим круг с точкой посередине, как символ обозначения плода во чреве матери, где центр – он сам, а значит его потребности – первичны – центральны.

Кроме этого, форма мандалы может символизировать материнскую грудь.

Нарциссизм, как характеристика «Начала», указывает и на потребность в утверждении собственной уникальности, но при этом человек не развивается сам, а остается пассивным, проявляя зависимость от значимых окружающих людей.



«Начало» может передавать опыт зачатия и рождения. Мандалы этой стадии также порой символизируют Эго, находящееся в центре психики – ядро личности. Характер изображения центра может многое сказать о самооценке человека: допустим, величина центра говорит об экспансивности или, наоборот, о сдержанности и стеснительности. Ощущение безопасности или его отсутствия будет проявляться в тех линиях и формах, которые поддерживают центральный элемент – есть ли то, что защищает, поддерживает и оберегает Эго. Или Эго не имеет «брони» – уязвимо.
Как и на третьей стадии, тут также будут выражены извилистые/волнистые линии.

На четвертой стадии нам приятно питать, пестовать в себе что-то новое, юное, нежное и хрупкое – уникальное, только наше – ценность Я.
Мы испытываем от этого радость и удовольствие – вот, еще и по этой причине здесь совершенно нормальны нарциссизм и ощущение кайфа быть собой – радость своей собственной индивидуальности.

Однако нельзя забывать, что все хорошо в меру, и «залипание» на 4 стадии может перейти в болезненную эгоистичность/в токсичный нарциссизм, особенно если в основе лежат нарцисссические травмы раннего детства (нужен анализ детско-родительского бэкграунда).

Иногда бывает нелегко отличить
вторую стадию от четвертой, поскольку они похожи в своем слиянии (есть плавно перетекающие друг в друга участки круга).
Поэтому всегда при анализе мандалы на четвертой стадии нужно исследовать центр, как зачаток Эго – его выраженность, его «содержимое». В «Начале» он уже сформирован гораздо больше, чем прежде – чем на 3 стадии мандалы. Так выражена индивидуальность, которая хоть и остается пока пассивной, но она уже гораздо четче демонстрирует границы Я.

«Начало» является маркером такого периода в жизни человека, когда его взаимоотношения с другими обуславливают его пассивность, поскольку возникает потребность в обретении утраченного некогда удовлетворения прожитых материнско-детских отношений (или в силу фрустраций в данной плоскости).

Стадию 4 стоит рассмотреть и с позиции религиозных традиций, когда говоря о Боге, люди транслируют информацию о том, что бог, как любящий родитель, дарует все необходимое для духовного питания и жизни человека.
Отсюда возникают ассоциации с древним символом Бога – круг с точкой в центре.
Такой узор повторяется в церквях и соборах в различных модификациях. Например, когда в центре круга помещается образ Христа-ребенка в окружении цветов.

Главная задача четвертой стадии – почитать рост нового в себе, иными словами учиться становиться хорошим родителем для самого себя без опоры на других.

«Начало» также требует обратить внимание на то, что именно человек потребляет в прямом и иносказательном смысле – чем он питается (пища), как живой организм, дает ли себе при этом эмоциональную пищу, не забывает ли про тренировку тела, и так далее – все виды «вскармливания» себя самого крайне важны.

Понятно, что взрослея, мы перестаем нуждаться в материнском чреве, но символично сохраняя связь с источником своих сил посредством периодического возвращения к первичной заботе и удовлетворенности бытием (уже своими силами, а не родителя, естественно), мы питаем себя важнейшими ресурсами. Поэтому для 4 стадии особенно полезна работа со своим внутренним дитя, поскольку большинство психологических проблем, увы, получены в раннем детстве – нужно до-дать себе то, что не было получено в прошлом. Безопасно и деликатно, в принимающей среде. В работе со специалистом.

Работа с внутренним ребенком является трансформирующей, ведь в процессе мы, как бы, учимся у своего внутреннего ребенка ценным, утраченным некогда или так и не приобретенным, либо просто вытесненным из памяти знаниям – беззаботности, непосредственности, открытости, доверию, готовности изучать новое и непосредственности.

Но важно не переходить границы в этих стремлениях к естественности, не игнорировать здравый смысл, ответственность за действия, присущие всем взрослым, не стремиться к инфантильности и зависимости, а просто быть более интуитивным в отношениях с окружающим миром. Поэтому при работе с мандалой 4 стадии следует учиться и вовремя покидать свое внутреннее дитя, позволяя ему «крепнуть» вне беспрестанного надзора. В этом и заключается основное послание «Начала» к зрелому Я человека.

Вот некоторые из вербальных ассоциаций с «Началом», которые часто употребляют клиенты в работе с мандалой при самоанализе круга 4 стадии (интуитивно, без вмешательства специалиста): круг внутри круга, мать и дитя, Мадонна с младенцем, оплодотворение, плод во чреве, новая жизнь, это Я и окружающий мир.

Стадия 4 – «Начало»: визуальная символика (см. рис. 1, 2, 3, 4, 5 и 6 в карусели)

Сегодня я подготовила для вас новую часть, посвященную анализу в психологической работе с мандалой (по методике «Большой Круг Мандал» Джоан Келлогг), и она будет касаться 4 стадии сакрального круга...-3

Используемые для создания мандалы этой стадии цвета помогают понять специфику ее значения.
Розовый тон в окружении голубого оттенка указывает на инфантильный характер актуальных переживаний на момент терапевтической (арт-терапия) работы с мандалой.
Центральная часть круга фиолетового тона характеризуется, как нарциссические тенденции в восприятии и поведении.
Красный центр в окружении синих тонов является признаком пассивно-агрессивного стиля реагирования человека в повседневной жизни.
Аналогично – для мандалы с синим центром на красном фоне.

Поскольку цветовых сочетаний может быть множество, то следует опираться на психологические интерпретации цветов в соотнесении их с формой при анализе мандалы 4 стадии (как и в других случаях работы по этой методике).

Важно уделить внимание и тому, как выглядят внешние границы создаваемой мандалы, так как в стадии «Начало» они символически соотносятся со «вселенной» материнского организма.

Как и в других стадиях, тут также присутствует дуальность характеристики мандалы. Положительный характер переживаний на этой стадии воспринимается посредством цветового преобладания: допустим, розовый, голубой или сиреневый цвета выражают ностальгию по утраченному.
Изображенные с использованием этих цветов сакральные круги могут указывать на потребность в регрессе – человеку необходимо вернуться в состояние счастливого забытья (когда не нужно было заботиться об удовлетворении базальных потребностей; когда это была сугубо родительская «работа»).

И очень наглядно этот смысл раскрывают нам круговые изображения Мадонны с младенцем на руках. Это тоже пример мандалы 4 стадии.

Немало сакральных кругов данной стадии изображены с готической розой или в традициях классических буддистских рисунков. При этом их внешний вид передает всю глубину пространства. Центр здесь будет, как источник внутренней энергии. Так выражается потребность в динамике, развитии и, в конце концов, в достижение стадии «оквадрачивания круга». На более зрелых стадиях развития можно будет увидеть квадрат, заключенный в круг – символ уже созданного «канала» для прохождения психической энергии.

Если внутриутробное развитие протекало у того, кто рисует мандалу, благоприятно, центр может изображаться в виде окруженного водой острова или корабля. Воспоминания (интуитивные, подавленные, неосознаваемые, полученные чаще всего от близких) об этом периоде развития часто служат своеобразным убежищем для тех, кто переживает стресс на более поздних стадиях развития.

Алкоголики и люди с другими типами зависимостей/аддикций склонны регрессировать именно к этой стадии – к «Началу», к отказу от всякой активности, ответственности – желание припасть к «источнику». В крайних случаях мандалы этой стадии могут также указывать на проявление магического сознания с восприятием себя в качестве центра вселенной, что нередко имеет клинические (психические/психологические) предпосылки.

Линии в мандалах 4 стадии часто бывают закругленные, кривые, без острых углов. Если сопоставлять «Начало» с Таро, то речь идет о таком старшем аркане, как Императрица, архетип – Великая Мать, и как символ – самка пеликана, которая согласно преданию кормит кровью своих детенышей.

Иногда в мандалах такого типа появляется цифра восемь или ее вертикальный вариант («знак бесконечности»), символизирующая сакральную диаду «Мать-Дитя». Если в центре мандалы находится дополнительная окружность, то данную деталь следует воспринимать, как устремление к Богу в самом себе, поиска смысла, обращение к Творцу, из которого проистекают все наши эмоции, побуждения и мысли – один из ключевых критериев в обретение Самости.

В следующей части данного цикла я разберу 5 стадию мандалы – «Мишень».

До новых встреч и хорошего всем дня!

_____________

Друзья, подписывайтесь на мой канал , присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK , где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.

____________

Если вы хотите узнать, что означает сон, который вас интересует, смущает, пугает, преследует, или который, возможно, несет для вас очень полезную информацию, но вы не можете ее самостоятельно растолковать, то я помогу вам понять смысл «послания» с помощью юнгианского анализа (психологического анализа сна по Юнгу).

Обращайтесь!