Тактический урбанизм – это отличный способ проверить теорию об изменении городской среды перед её полноценным воплощением. При этом стоимость и риски такого временного решения всегда значительно ниже, чем у конечного проекта.
Например, в некоторых городах закрывают улицу для проезда автомобилей в определённые дни недели. После того, как гипотеза о том, что открытая дорога для пешеходов будет пользоваться большим спросом, а у объезжающих автомобилистов не будет серьёзных неудобств, подтвердилась — возвращаются к идее полноценного превращения автомобильной дороги в пешеходную улицу.
Другие примеры тактического урбанизма — временная мебель и сужение проезжей части.
Парклет — это небольшая общественная зона, которая располагается на парковочном месте. Такая конструкция не требует больших вложений и может быть временной. Например, устанавливаться только летом, когда на улице много гуляющих горожан и туристов.
Согласитесь, что гораздо приятнее гулять вдоль интересных архитектурных сооружений, наполненных жизнью, чем вдоль запаркованной дороги. Парклеты также могут стать уютным дополнением к кафе, расположенных рядом с узким тротуаром, когда вынести столики на улицу не представляется возможным.
Кроме взаимодействия с бизнесом, парклеты могут носить и случайный характер.
Так, парклет может стать местом отдыха для гуляющих или даже местом встречи в городе. Низкая стоимость их установки даёт возможность протестировать необходимость в таких зонах у пешеходов. Основной показатель – востребованность и частое использование.
Как выглядит парклет
Как правило, парклеты устанавливаются на одном или нескольких парковочных местах вдоль дороги, вровень с тротуарами. В качестве оформления они могут иметь искусственные или натуральные насаждения из деревьев и цветов. В качестве мебели могут быть передвижные стулья или стационарные скамейки, иногда столики. Часто на парклетах размещают велосипедные парковки.
Даже такое простое решение как парклет способно значительно преобразить вид улицы, сделать её более привлекательной для пеших прогулок и поддержать маленькие кафе вдоль улиц с узкими тротуарами. Согласно исследованиям организации University City District, самые популярные парклеты находятся вблизи с киосками с мороженым и тако.
Исследователи отмечают, что почти 20% пешеходов останавливались на парклетах для беседы или отдыха, ничего не покупая в ближайших заведениях. Но это совершенно не означает дополнительных издержек для бизнеса. Большинство опрошенных отметили, что после установки парклетов их место стало популярнее, появилась необходимость нанять дополнительный персонал — это говорит о существенном плюсе для бизнеса.
Установка парклетов может встретить препятствие в виде недовольства со стороны автомобилистов и автомобильного лобби. Они ссылаются на то, что парковочных мест и так недостаточно, особенно в центре. Однако парклет довольно быстро как устанавливается, так и разбирается или перемещается. Если он действительно создаст проблему, то в короткие сроки его можно будет демонтировать.
Самым значимым поводом для демонтажа парклета может послужить смена времени года — в холод снижается количество прогулок, а конструкция может мешать уборке снега. Но даже учитывая климатические условия Казани, парклеты будут актуальны с апреля по ноябрь.