Найти тему

Читатели, психи и молескины

Почти у каждого из нас есть какие-либо увлечения: чтение, компьютерные игры, музыка, кто-то творит сам, кто-то любит и ценит свою работу. Увлечения делают повседневность ярче и интереснее, а порой даже становятся смыслом всей жизни, особенно, если дело касается творческих личностей.

Но все хорошо в меру. Ведь когда увлечение перерастает в одержимость, все может закончится очень и очень плохо. Особенно, если вы в романе Стивена Кинга...

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Стивен Кинг "Кто нашел, берет себе"

Аннотация:

Гений – писатель Ротстайн, прежде бунтарь, а теперь затворник вот уже долгие годы ничего не публикует. Но это не значит, что он ничего не пишет. В его доме – множество черновиков, ждущих «своего часа». Сборники стихов, рассказы и даже продолжение знаменитой саги, изменившей судьбу едва ли не целого поколения фанатов Ротстайна. Но теперь крутой поворот делает судьба самого писателя – черновики похищают, а Ротстайна жестоко убивают…
Однако пройдет много лет, прежде чем блокноты писателя вновь всплывут на поверхность, чтобы самым непостижимым образом соединить людей, имевших отношение к трагическим событиям, связанным с Мистером Мерседесом...

"Кто нашел, берет себе" - второй роман в цикле «Трилогия Билла Ходжеса», но сам Билл как таковой здесь далеко не главный герой. Он вместе с Холли Гибни открывают детективное агентство. Их история немного уходит на задний план, на первый же выходит история гениального писателя Ротстайна и его убийцы Мориса Белломи.

Белломи одержим Ротстайном и его романом «Бегун». Не так сильно, как Энни Уилкс «Мизери» в одноименном романе, но из той же оперы. Так Белломи, увидев в сейфе Ротстайна молескины с черновиками двух неизданных романов, разозлился настолько, что убил писателя, а ведь собирался всего лишь грабануть старика…

И знаете, сам Белломи как персонаж не очень-то интересный, хотя Кинг тщательно выписывает его историю, рассказывая, что и как привело его той ночью в дом писателя, что случилось после ограбления. Но даже при всей убедительности истории одержимого "Бегуном" Белломи, сам он кажется немножко карикатурным злодеем, собранным из шаблонов (вроде насилия в тюрьме для несовершеннолетних). Думаю, это сделано специально, чтобы оттенить главного героя. Вот только кто здесь главный? Мальчишка Пит, что спустя двадцать лет нашел украденные молескины? Или, быть может, сами рукописи? (которые не горят?) или все-таки?..)

История Пита, как будто в противовес истории Белломи, кажется оригинальной. Его отец тоже стал жертвой Местера Мерседейса (Брейди), но выжил. Лечение обошлось в копеечку, семье пришлось переехать в новый дом, где и были обнаружены те самые блокноты Ротстайна. И деньги. Жизненные невзгоды мальчишку не обозлили, наоборот, он стал заботиться о семье. Да, к тому времени, когда деньги закончились, Пит успел прочитать рукописи, но они вызвали у него совсем другие эмоции, чем у Белломи.

Для читателей одно из самых впечатляющих открытий в жизни — сам факт, что они читатели. Что не просто могут читать (Моррис это уже знал), но влюблены в чтение. Безнадежно. По уши. И первая книга, на которой это происходит, не забывается никогда, каждая страница приносит новое откровение, что ярко горит и восклицает: Да! Именно так! Да! Я тоже это видел! И разумеется: Так я и думаю! Я ЧУВСТВУЮ то же самое!

Кинг любит вводить в свои истории героев-писателей: уже упомянутая "Мизери", "1408", "Салемов Удел", "Томминокеры", "Оно" и т.д. Вот и в "Кто нашел, берет себе" фигура Ротстайна вышла довольно яркой. Он как будто не умер, а переселился в свои рукописи. (Не об этом ли мечтают все писатели? Чтоб "душа в заветной лире"...) И вот рукописи мне хочется вывести в главные герои романа, жаль, что нельзя, но главный камень преткновения точно они. Что там деньги? О них почти никто не вспоминает, а когда рассчитывают продать молескины, то либо сначала читают их содержимое, либо планируют прочитать и только потом продать. В общем, все ради них, ради написанного в них.

И пусть Пит немного наивный подросток, а Белломи, определенно, псих, одержимый убитым им же писателем, то так ли нормален сам Ротстайн? Он писал в стол. Бывает, при учете времени жизни того, то вполне себе обыденно. Впрочем, не для популярного писателя. Да и писал Ротстайн исключительно в молескинах карандашом. Не то, чтобы это было отклонением в психике или что-то плохое, но довольно любопытная особенность. Особенно при учете, что именно из-за этого он и умер. Ох уж эти творческие во всю голову люди, да?

Хороший романист не ведёт своих персонажей, он следует за ними. Хороший романист не создаёт события, он наблюдает за тем, как они происходят, а потом записывает то что видит.

Что до Билла Ходжеса, то здесь он не столь важен, имхо, хотя, конечно, появляется во второй части и, как положено настоящему детективу... навещает в больнице Брейди...)) хе-хе

В общем, по динамике роман "Кто нашел, берет себе" уступает "Мистеру Мерседесу", но его и читаешь ради тех самых флешбеков из прошлого героев, ради противопоставлений героев и, может, времен, в которые они взрослели, и, наконец, ради разразившегося на страницах противостояния читатель-автор. Последнее мне, как писателю, очень сильно понравилось.

Ну и бонусом:

-2