Разбираемся с основными мероприятиями, которые необходимо воплотить в жизнь, чтобы трамвай стал эффективным, надёжным и популярным у горожан транспортом.
Максимально обособленные трамвайные линии
Трамвай не должен стоять в пробке вместе с автомобилями, так как в этом случае теряется вся его суть как магистрального транспорта. Обособление путей сведёт к минимуму вероятность простоев трамвая. Причём, начать делать это можно уже завтра, например, установив делинаторы на перекрестке Ершова/Космонавтов.
Современные технологии укладки трамвайных путей
Несмотря на все заявления, что в Казани укладка рельсов ведётся по самым современным технологиям – это далеко не так, бесстыковой путь придумали ещё в середине XX века. А укладка этого пути ведётся максимально примитивными методами с применением максимально примитивных креплений – костылей.
В частности, уложенные на новом участке БКК пути идут волнами, сварные стыки хорошо ощущаются при движении, всё это влияет на скорость и комфорт поездки. Необходимо использовать передовые технологии укладки по железнодорожным стандартам, использовать бетонные шпалы, современные болтовые крепления, термитная сварка стыков.
Внимательный подбор подвижного состава
При закупке трамваев не нужно гнаться за футуристическим внешним видом или дешевизной предложения, а необходимо подходить с точки зрения максимальной эффективности их эксплуатации. Вместо трёхсекционных вагонов «с гармошкой» гораздо дешевле и адекватней будет эксплуатировать поезда из односекционных трамваев.
Так, закупленные в 2013 году трёхсекционные трамваи АКСМ-843 от Белкоммунмаша обошлись городу по 53 миллиона за штуку, а закупленные в 2016 односекционные КТМ-23 – за 22 миллиона рублей, при том, что вместимость трёхсекционного трамвая лишь в полтора раза больше. Ко всему прочему, у АКСМ-843 оказались большие проблемы с покупкой запчастей.
Повышение связности маршрутной сети
Необходимо развивать не только периферию. В 2000-е годы был допущен ряд ошибок, приведших к уменьшению связности трамвайной сети, в результате чего многие линии стали обрываться «на самом интересном месте». В угоду автомобильному движению был демонтирован ряд соединительных линий, и, как нам кажется, время уже показало ошибочность данных решений.
Необходимо возвращение трамвая В ЦЕНТР, в частности, вернуть участок путей от остановки Татарстан до площади Тукая – крупнейшего пересадочного узла и рассмотреть возможность создания связок с линиями по Гвардейской улице и проспекту Победы, так как автомобильное движение в восточной части города уже стоит, а метро строить очень дорого.
Разработка программы развития действующих линий
В Казани несколько трамвайных линий имеют трассировки, доставшиеся от СССР, и уже не удовлетворяют действующим маршрутам перемещения населения – возят воздух (например, по Беломорской улице). Необходимо провести анализ возможных вариантов развития этих линий: продление, спрямление, перенос на другие улицы, в крайнем случае – демонтаж.
Работа с кадрами
Хорошая транспортная система не может работать без хороших кадров, но заполучить их не так просто. Город и Республика должны чётко понимать, что в кадры нужно вкладываться так же, как в подвижной состав и инфраструктуру.