Не секрет, что творческие люди - барометр общественного настроя. И отрадно видеть, что многие из них вновь и вновь обращаются к теме Великой Отечественной Войны. Ведь если не обращаться к этой теме, не обновлять общенародную святыню, то свято место народной исторической памяти мгновенно заполнится химерами. За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть, что ныне творится на Украине.
В июне, в военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот», состоялась выставка «Небесные покровители армии и флота России».
В выставочном центре парка мы встретились с известным художником Филиппом Москвитиным, который выбрал поиски духовных смыслов.
На выставке была экспонирована часть его персональной выставки — «От Великого князя Владимира до маршала Жукова», пять работ — «Князь Александр Невский», «Адмирал Федор Ушаков», «Маршал Жуков», «Маршал Рокоссовский» и «Парад Победы 1945-го года»
Развивая московскую школу живописи, Москвитин создал обширную - более сотни полотен, галерею портретов святых и великих людей России.
На протяжении четверти века художник Филипп Москвитин трудился над циклом картин, посвященных Александру Невскому, готовится персональная выставка посвященная этому Великому благоверному князю. В экспозиции мы увидели новую работу художника — образ благоверного князя Александра Невского.
В Манеже я в оригинале видел картину Павла Корина «Князь Александр Невский». С детства помню этот образ, ставший каноничным. Вживую полотно производит сильное впечатление. Именно таким я и представлял князя в юности. Но сейчас понимаю, что Корин был связан духом советского времени. Князь у Корина - бывалый воин, муж в летах, закованный с ног до головы в рыцарские доспехи. Но мы знаем, что благоверный князь прожил всего сорок два года, а знаменитая Невская битва состоялась, когда ему было всего 20 лет. Так же понятно, что Корин не мог подчеркнуть святость благоверного князя, ведь время было богоборческое. Частичное изображение Лика Христа на полотне, уже было подвигом художника.
В работе Филиппа Москвитина князь изображен молодым человеком, это образ князя, почти иконописный. Святой благоверный Александр Невский на полотне подобен архистратигу Михаилу с мечом.
У Филиппа Москвитина есть цикл картин с образами русских полководцев. Малый вариант картины «Ушаков», представлен на выставке, большой находится в Александро-Невской лавре.
Адмирал изображен в парадном мундире в полный рост. В руках держит свиток со своими знаменитыми словами: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России!».
Грозные бури с той поры не раз обрушивались на Россию, но слова святого адмирала неизменно подтверждались. Из всех бурь Россия неизменно выходила в славе!
И конечно же, величайший триумф России — это Победа в мае 1945-го. Эта важная собирательная точка русской истории. Русь была жива даже во времена тяжелейших испытаний, атеизма и богоборчества и Бог творит настоящее России из образа будущего.
Величайшему триумфу России посвящена картина Москвитина «Парад победы 1945-го». На картине видны кресты храмов, а на заднем плане изображен храм Казанской Божией Матери. Исторически это не совсем верно. В тот период времени храм был снесен и еще не восстановлен, но во время войны русский народ вновь обретает утраченное сокровище — веру в Бога. И храм символизирует возвращение русского народа к своим бытийным основам.
Филипп Москвитин отметил, что красный цвет знамен на этой картине становится пасхальным: «Эти знамена омыты кровью воинов Великой Отечественной, многие из которых отдали жизни за други своя. Но и конечно же сам маршал Жуков изображен, как это было и на параде, на белом коне».
Живопись мастера Москвитина отличается тем, что его полотна вполне можно представить фресками на стенах храма. Автор словно снимает границу между иконой и живописным образом. И на картине "Парад Победы" маршал Георгий Константинович Жуков как будто сошел с Московского Герба, с иконы его небесного покровителя Георгия Победоносца.
На Руси часто бывают времена, когда за помощью обращаются к чуду, но оно является тогда, когда возрождается вера, а вера - дар Божий, и дается она тем, кто встал на путь испытаний.
Стоит напомнить, что вся война пронизана недвусмысленными символами: началась она 22 июня 1941 года, в день всех Святых Земли Русской. Окончательный перелом — Прохоровская битва 12 июля 1943 года состоялась в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Нацистское государство фактически перестало существовать 6 мая 1945-го, в день Святого великомученика Георгия Победоносца. В победном 45-м на 6 мая выпало и Пасхальное торжество! И конечно же промыслительно, что Парад Победы в 45-м состоялся 24 июня в день иконы Божией Матери Достойно Есть!
Картина Москвитина «Маршал Рокоссовский», представленная на выставке, тоже нетипичный портрет второго маршала Великой Победы. Знаю, что родственники Рокоссовского высоко оценили эту картину. На этом полотне маршал необычен, но очень похож. Маршал Константин Рокоссовский прошел суровую школу жизни. В народе говорят, за одного битого двух небитых дают. Перед войной полководец, как и многие другие военачальники, сидел в тюрьме по ложному политическому обвинению. В тюрьме ему выбили зубы, но он не был сломлен. Самое главное, он не думал о несправедливости по отношению к нему, не мстил за себя. Думал о спасении Родины и делал для этого все возможное и невозможное. Победа была добыта не только русским народом или одним сословием, но разными народами исторической России. И напоминанием об этом служит тот факт, что Парад Победы вместе с маршалом Георгием Жуковым принимал представитель старинного польского дворянского рода, маршал Константин Рокоссовский. Все-таки русский — это состояние души!
На презентации выставки Филипп Москвитин, обращаясь к собравшимся коллегам-художникам, предложил в следующем году организовать в этих стенах выставку, посвященную 800-летию святого благоверного Великого князя Александра Невского.
В народе пробуждается интерес к русской исторической картине. Художники Филипп Москвитин, Павел Рыженко продолжили традиции, заложенные Виктором Васнецовым и Павлом Кориным. Ведь на повестке уже не культура текста, а культура клипа. Картина, в отличии от текста воспринимается одномоментно, запечатлевается в сознании, и в конечном итоге формирует мировоззренческие основы. Если в средние века, человек мог видеть живопись не иначе как в стенах храма, то теперь, пожалуй, только в стенах храмов и некоторых музеях можно увидеть живопись, которая не несет вред душе.
Недаром святой Августин Блаженный называл память «желудком души», поэтому очень важно, насытить память образами, которые служат воспитанию человеческого духа.
#филипп москвитин #александр невский #искусство #выставка #главный храм вс рф #суворов #ушаков #рокоссовский #жуков #парад победы