Найти тему
Учусь быть мамой

Если ребенок не говорит. 5 строгих НЕТ и 5 ДА

Оглавление

Причин, по которым ребенок не разговаривает множество, диагноз ставит врач (невролог, психиатр). Это может быть аутизм, алалия, диспраксия, неврологи часто ставят ЗРР или ЗПРР. Правильная постановка диагноза важна для составления плана дальнейшей коррекции, который будет индивидуален для каждого конкретного ребенка.

Однако для таких детей можно определить и общие рекомендации. Эти рекомендации отлично подойдут и нормально развивающимся детям.

Что НЕЛЬЗЯ.

1. Мультики. Да-да, изъезженная вдоль и поперек тема. Но нельзя, как бы не хотелось. А также гаджеты относятся туда же. Рекомендуется полный отказ от всех гаджетов. И "развивающие" мультики туда же. Мультики отдельная тема для разговора, здесь описывать все против я не буду, просто констатирую факт.

На тему мультиков я написала два отдельных поста:

Проще дать таблетку?! Телевизор и ноотропы, как мы калечим своих детей...

Для кого на самом деле предназначены "развивающие" мультики. Как нас ловко обманывают!

2. Стрессы. Стрессы никому нельзя, это понятно. Но у неговорящего ребенка они могут вызвать еще и откат назад. Плюс ему сложно, а порой и невозможно понять, что вообще происходит. И спросить он у вас не может. Обстановка в семье должна быть максимально спокойна и комфортна.

3. Сильные посторонние шумы. Здесь помимо мультиков, также исключаем громкую музыку. Также исключаем аудиосказки, так как для неговорящего и непонимающего ребенка это просто "шум". Пользы от них нет. Если соседи делают ремонт, пытаемся договориться, чтобы они делали его по закону в строго установленные часы, а сами в это время стараемся с ребенком гулять. Громкие бытовые приборы включаем по возможности не при ребенке и не во время занятий с ребенком, так он вас гораздо хуже слышит и понимает. Закрываем окна, если на улице слишком громко.

4. Нельзя говорить: "Повтори", "Скажи" и тем более, "Ты что, не можешь сказать", "Ну как так, уже такой большой, а все не говоришь". И тем более применять насилие. Видела случай, бабушка (ну вероятно из добрых побуждений, пыталась вызвать речь у алалика-внука) пихала ребенку в рот банан. Тот махал головой, явно показывая, что не хочет. На что бабушка "Ты скажи "нет", а то так и буду пихать". Это уже конечно неумение бабушки работать со своим собственным стрессом и эмоциями. Но тем не менее, бывает и так. Никакого насилия, угроз, высмеивания. И даже простых "Повтори", "Скажи".

5. Нельзя говорить сложно, сложными фразами. "Вот смотри, какие листики, они опали с дерева, они желтые, потому что наступила осень. Смотри, и красные, и зеленые и желтые. Ой, и ветер какой холодный дует. Похоже дождь начнется. Нам нужно домой. Не хочешь домой? Нам надо. А то ты замерзнешь, заболеешь, будут сопли, придется пить горькое лекарство...." Вот такого словесного безобразия допускать нельзя. Как надо: "Смотри! Лист.....пауза.....Лист желтый.....пауза.... Лист зеленый......пауза....Сейчас осень.....пауза.....Дует ветер....пауза....Нам пора домой.....пауза....идете домой"

Не нужно маленькому ребенку объяснять про сопли и лекарства, он вас не поймет, простой фразой констатируйте факт и далее выполняйте, то что вы сказали. Говорите четко, понятно, по возможности лицом к лицу с ребенком, чтобы он видел вашу артикуляцию. Говорите максимально простыми фразами, не загружайте дополнительной ненужной информацией, выдерживайте паузы. Дайте ребенку время понять, что вы сказали.

Что делать нужно!

1. Много гулять. Детские площадки отличное место для развития крупной моторики, а обычно у детей с проблемами с речью также имеются и проблемы с крупной моторикой. Также на улице есть песок, камушки, земля, палочки - отлично развивает мелкую моторику. Цветочки можно нюхать, букашек рассматривать. А кислород прекрасное лекарство для мозга. Неговорящим или плохоговорящим детям часто назначают ноотропы, одна из задач которых улучшение питания мозга кислородом. На мой взгляд бессмысленно пытаться улучшить питание мозга кислородом сидя в душном помещении. Гуляйте столько, сколько сможете. В идеале, найдите бабушку, тетю, подругу с дачей и проводите как можно больше времени на даче, вдали от городского шума и пыли.

2. Развивать мелкую моторику еще больше. Не нужно смотреть на соседского сына, которому "никто ничего не развивал, который 24/7 смотрит мультики" и вон как болтает. Это соседский сын, а не ваш. У вас свой путь. Лепим, рисуем, играем с крупами, песком, нанизываем бусины, застегиваем пуговицы, молнию, делаем простые шнуровки, режем ножницами (ножницы детские уже с двух лет можно давать ребенку под присмотром родителей)

3. Пройти обследование у грамотных специалистов. Невролог, дефектолог, психиатр, офтальмолог, психолог, логопед

Офтальмолог не только зрение проверяет, но также может увидеть по глазному дну, если у ребенка повышенное внутричерепное давление.

Психиатр - это не про психов, не нужно бояться этого врача, это грамотный специалист, который поможет определиться с диагнозом, в то время как все остальные специалисты могут лишь диагноз предположить.

Других врачей также рекомендуется посетить (стоматолог, гастроэнтеролог, эндокринолог, ортопед), во-первых, неговорящий ребенок не сможет вам пожаловаться, что у него болит, а может закатить истерику например, быть капризным; во-вторых, часто одни проблемы (с речью, явные видимые проблемы) встречаются вместе и с другими, которые так явно не видно.

4. Говорить с ребенком максимально простым языком, быть рядом с ребенком в моменты счастья и грусти, разделять его чувства, вам нужно, чтобы ребенок вам максимально доверял, чтобы у вас был тесный эмоциональный контакт. Только так вы сможете эффективно с ребенком заниматься.

5. Если позволяют финансовые возможности, после консультаций заниматься с ребенком сенсорной интеграцией, ABA терапией, заниматься с нейропсихологом и логопедом, а также с монтессори-материалами. Если финансовые возможности не позволяют, то в сети есть огромное количество бесплатных лекций, начинайте самообразовываться. Не ждите, что ваш участковый невролог вам что-то подскажет. Он вам таблеточки пропишет и все. Я не говорю за всех врачей, но к сожалению именно так чаще всего происходит на практике.

Никто, кроме вас! Запомните! Будущее ребенка в ваших руках!

Собираю пожертвования на коррекционные занятия для своего сына здесь, буду благодарна за любую помощь, ваши 10 рублей - еще один дополнительный шанс заговорить ребенку и жить полноценной жизнью.