Найти тему
Русичи

Нумерология "Мамаева побоища". Особая роль восьмерки

Сразу оговоримся - эта статья не о самой Куликовской битве в свете влияния на нее неких числовых закономерностей. Эта статья о летописном тексте, где рассказывается о сражении с Мамаем. В "Сказании о Мамаевом побоище" неизвестный историкам автор упорно делал акцент на цифре восемь. И явно тут был скрыт некий смысл.

Смотрите сами.

Битва происходит 8 сентября 6888 года от сотворения мира по принятому тогда на Руси летоисчислению. Сразу четыре восьмерки отмечаем для себя.

Перелом в сражении наступает, согласно "Сказанию", в "осьмом часу". Причем в более раннем источнике - "Повести о Куликовкой битве" - переломным назван девятый час. Значит, автор "Сказания о Мамаевом побоище" намеренно изменил время, чтобы главенствующая роль восьмерки стала еще более явной. Отмечаем пятую восьмерку.

После битвы князь Дмитрий восемь дней стоит лагерем на поле Куликовым прощаясь с павшими и погребая их тела ("Князь велики стоя на костех восмь дний, разгребаша христианскаа телеса"). Шестая восьмерка найдена.

Потом следует возвращение в Коломну, которое тоже занимает восемь дней ("Прииде же князь велики на Коломну з Дону в осмый день"). Это уже седьмая восьмерка в тексте.

-2

И практически сразу встречаем восьмую восьмерку: "Был на Коломне 4 дни, и поиде с Коломны на 5 день, и пришел на Москву в осмый день". Опять "осмый день"!

Случайностью эти восемь восьмерок в тексте "Сказания о Мамаевом побоище", конечно, не назовешь. Что-то автор пытался этим донести до своих читателей. Но вот что именно?

"Начало осмыслению указанного литературного факта уже положено. Его весьма интересно истолковал историк В. Н. Рудаков... "Осьмый час" представляется знаменательным моментом разделения: он для Руси стал концом попущения и началом милосердия Божия. Это — "счастливый" час. Его знаковость определялась тем, что символическая семантика числа 8 была сопряжена с представлением о последнем веке как времени Царствия Божия... Таким образом, "осьмый час" "Сказания" в качестве знаковой детали усиливал и уточнял присущее произведению провиденциальное понимание победы на Куликовом поле, то есть интерпретацию таковой как "эсхатологического избавления православных христиан"
В.М. Кириллин. "О книжности, литературе, образе жизни Древней Руси"
-3

Вот такую трактовку предлагают историки. Достаточно убедительно, на наш взгляд. Но может быть у вас найдется еще какое-нибудь объяснение? Будем рады комментариям по этому поводу!

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи". И ждем вас в Телеграме