Найти тему

Киберпанк: парадоксы виртуальных миров в литературе

Оглавление

Киберпанк, на мой взгляд, — один из самых интересных и парадоксальных поджанров современной фантастики.

Словечко это популярно и в киноиндустрии, и в компьютерных играх, его можно встретить и на молодёжной одежде, в оформлении модных девайсов и даже на заборах и стенах домов.

Но началось всё не с фильма «Матрица» и не с игрового мира очередной RPG, а с небольшого рассказа. То есть родилось направление киберпанка именно в литературе.

Что такое киберпанк

Сам термин появился в первой половине 80-х годов прошлого века. Его придумал американский писатель-фантаст Брюс Бетке. Так назывался его дебютный рассказ, в котором главный герой-хакер носил причёску в виде классического панковского ирокеза. Позднее Б. Бетке продолжил писать в этом жанре и у нас, например, издан его роман, который в русском переводе называется «Интерфейсом об тейбл».

Но, как часто случается (например, с бояръ-анимэ), словечко пошло в народ, стало популярно не только само по себе, но и дало начало целому направлению молодёжной культуры: от музыки до принтов на одежде и от компьютерных игр до фильмов. Но началось всё с литературы.

Именно в мире художественных текстов новорождённый термин обрёл своих поклонников и среди читателей, и среди авторов. Стали появляться произведения, которые позволили выделить особенности этого жанра. И первым в этом списке стоит назвать роман «Нейромант» Уильяма Гибсона. Его, собственно, многие и считают основоположником классического киберпанка.

Особенности киберпанка

Парадоксальность этого направления в литературе в сочетании, казалось бы, несочетаемых вещей: высокоразвитых цифровых технологий киберпространства будущего и упадка культуры, бесправия, атмосферы постапокалипсиса. То есть киберпанк – это антиутопия в условиях высокотехнологичного общества.

Можно выделить несколько особенностей киберпанка в литературе.

  • Наличие атрибутов киберпространства: большая роль виртуальной и дополненной реальности, киборги и кибер-мутанты, прямое подсоединение мозга к всемирной Сети, чипирование, искусственный интеллект и т. д.
  • Высоконаучные технологии: генная инженерия, квантовая физика, биоимплантанты, цифровые технологии и т. д.
  • Атмосфера антиутопии, постапокалипсиса, социальной деградации: городские трущобы молодёжные банды, наркотики, власть кибермафии, преступные синдикаты.
  • Герои – это часто маргиналы, асоциальные элементы и в то же время борцы с засильем синдикатов и мафии. Они в одиночку противостоят крупным дельцам. Иногда такая маргинальная молодёжь объединяется в небольшие группы, чтобы выжить в городских трущобах.

Тема таких аутсайдеров, противостоящих обществу, популярна среди молодёжи, поэтому книги киберпанка можно отнести к литературе янг-эдалт. Подробнее об этой молодёжной литературе можно почитать здесь.

Автор коллажа - Максим Одувалов
Автор коллажа - Максим Одувалов

Связь с другими жанрами

Киберпанк родился не на пустом месте, в нём хорошо заметна популярная в настоящее время смесь жанров. Даже само название воспринимается как своеобразный отсыл к стимпанку, подробнее о котором можно прочитать в другой статье. Только вместо механических роботов, ржавых шестерёнок и пара в киберпанке — цифровые технологии, киборги и дополненная реальность.

Близок киберпанк и к жанру постапокалипсиса, у которого позаимствовал гнетущую атмосферу разрухи, городских трущоб и деградации общества. Именно такая атмосфера характерна для антиутопий, к ним киберпанк тоже частенько относят.

Нередко можно почитать, что киберпанк — это почти то же самое, что ЛитРПГ, раз в нём есть цифровые технологии и вирт-миры. Однако совпадения этих направлений лишь частичные, именно в плане цифровых технологий. А по сути, это совсем разные поджанры: в произведениях ЛитРПГ описываются приключения людей, попавших в виртуальный мир компьютерных игр. Подробнее об особенностях этого направления в современной фантастике можно почитать в другой статье.

Будучи таким разнообразным, киберпанк может заинтересовать и любителей твёрдой фантастики, и поклонников антиутопий, и тех, кому нравится читать о выживании людей в условиях постапокалипсиса, и фанатов сильных маргинальных героев. Однако произведений киберпанка именно в сфере литературы (о киноиндустрии я не говорю) не так уж и много. Всё дело в сложности этого жанра, в том, что он требует от автора хорошего знания темы, то есть и цифровых технологий, и новейших достижений науки. Да и способности к предвидению и прогнозированию развития техники и общества тоже нелишние, все же события в книгах киберпанка происходят в будущем. Но мало всё это придумать, логически встроить в сюжет. Это ещё и описать нужно. Поэтому и успешных фильмов в этом жанре больше, чем художественных произведений. Но и книги тоже есть.

-3

Популярные произведения в жанре киберпанк

Киберпанк, как направление в литературе, в основном развивался на американской почве. Об Уильяме Гибсоне я уже писала – он и сейчас считается классиком киберпанка. Его последователями стали Брюс Стерлинг («Схизматрица», «Машина различий»), Руди Рюкер («Обеспечение»), Майкл Суэнвик («Вакуумные цветы»), Ричард Морган («Видоизменённый углерод»). В 2018 году вышла телеверсия книги Моргана.

Но, пожалуй, самым известным произведением этого жанра стала не книга, а фильм «Матрица». Для меня удивительно, что до сих пор нет новеллизации «Матрицы», хотя в сети можно найти первоначальный сценарий фильма Ларри и Энди Вачовски. Но это совсем не то. Видимо, в книжном формате этого блокбастера не заинтересованы правообладатели.

Что касается отечественной литературы, то интерес к киберпанку появился давно, ещё в 80-х годах прошлого века, сразу после выхода первых произведений в США. Популяризация этого направления — заслуга советского писателя и фаната киберпанка Андрея Черткова. Благодаря ему, были изданы на русском языке книги У. Гибсона, Б. Стерлинга, М. Суэнвика. Он же занимался и поддержкой начинающих писателей, работающих в этом жанре. Одним из первых произведений стала книга А. Тюрина «Киберзойская эра».

Но всё же произведений отечественных авторов в стиле киберпанка немного, и можно говорить лишь о его элементах, например у С. Лукьяненко в «Лабиринтах отражений» или в книге Игоря Вартуса «Лаборатория. Железная власть», которая до классического киберпанка не дотягивает по атмосферности и уровню «мрачняка».

Ближе всех к классическому киберпанку дилогия А. Зорича «Сезон оружия» и «Последний аватар».

Однако я упомянула только известных авторов, пишущих в жанре фантастики. Но, несомненно, есть много менее именитых писателей, произведения которых можно отнести к киберпанку. В том числе это касается и сетевых авторов.

И я буду признательна, если кто-то вспомнит такие книги и укажет в комментариях. Направление меня заинтересовало, но нет времени перекапывать всю сетевую литературу в поисках подходящих и по жанру, и по качеству книг.

Тот, кого заинтересуют статьи о других современных направлениях в литературе может почитать здесь.

"Бояр-анимэ: несколько слов о новом жанре"

"Стимпанк: романтика ржавых роботов"

"ЛитРПГ: игра как жизнь"

"Магический реализм: особенности жанра"