Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Почему русский чиновник считал, что фамилия Башмачников обидная, а Сапожников – нет

Про Петра Клейнмихеля, верного и преданного исполнителя инженерных проектов николаевской эпохи, вы, мои читатели наверняка слышали не раз. Петр Андреевич прославился как своим дуболомством, неуважением к чьему либо мнению, кроме своего, так и тем, что всегда выполнял поставленную ему задачу точно в срок. Даже если потом все приходилось переделывать, как это получилось с ремонтом Зимнего дворца после пожара в 1837 году.

Один из анекдотов о Клейнмихеле рассказала в своих записках Мария Фёдоровна Каменская. И эта история показательна как в отношении начальства к подчиненным, так и в том, чем сапог отличается от башмака.

Итак, в подчинении у Клейнмихеля служил Андрей Петрович Сапожников. Он был специалистом по чертежам, причем неплохим, так как руководил чертежной службой Инженерного замка, написал «Начальный курс рисования», в дальнейшем стал «главным наставником наблюдателем черчения и рисования по военно-учебным заведениям» и действительным статским советником, то есть получил чин IV класса, а это – генеральский чин.

Так вот, по рассказам Каменской, Клейнмихель регулярно вызывал Сапожникова к себе следующим образом:

- Господин Башмачников, пожалуйте сюда!

Сапожников злился, но приходил. Что характерно, хоть времена были и не то, что сейчас, обиженный, Клейнмихеля, потешавшегося над подчиненным, на дуэль не вызвал, а терпел.

Впрочем, однажды, Сапожников все-таки сорвался. И тут очень интересно, как он оправдал то, что ему неприятно, когда его называют неправильной фамилией:

- Ваше Сиятельство, я не Башмачников, а Сапожников! Зачем вы всегда называете меня Башмачниковым, – возмущенно воскликнул обиженный Сапожников.
- Ах, мой милый, - улыбнулся Клейнмихель, - за что вы сердитесь? Сапог – обувь и башмак – обувь, не все ли это равно?!
- Да вы правы, Ваше сиятельство: сапог обувь и башмак обувь. Но башмак – обувь бабья, и я бы желал, чтобы вы называли меня Сапожников. К тому же это – моя настоящая фамилия.

Клейнмихель посмеялся. И через полчаса опять позвал Сапожникова из своего кабинета:

- Башмачников, подойдите ко мне.

«Душка» был Петр Андреевич, ага. Как рассказывает Каменская, эту свою «немецкую шуточку» Клейнмихель повторял все время, пока Сапожников служил вместе с ним.

Ну а Сапожников оставил по себе хорошую память и как грамотный инженер и как неплохой художник-самоучка.

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм