Найти тему
Каморка учителя

Государство, школа, семья - что общего?

Утро началось с негодований в директе в связи с выложенным в сторис отрывком

Далее - сугубо мой взгляд на данный отрывок из статьи Эмми Америки, журнал Vogue

***

Как будто каждый в этих словах прочитал что-то свое.

Про государство, семью, детей, родителей, взрослых, школу, образование.

Все эти понятия имеют точку соприкосновения: слово власть.

Немного теории из курса обществознания:

Власть - способность субъекта осуществлять свою волю, влиять на поведение объекта и менять его в соответствии со своими целями, преодолевая возможное нежелание подчиняться.

Пересечение происходит потому что понятия ГОСУДАРСТВО, СЕМЬЯ, ШКОЛА схожие и сложные, подразумевающие под собой СИСТЕМУ - целое, составленное из взаимосвязанных частей.

В данном контексте нас интересуют методы и способы осуществления власти в этих системах.

  • в контексте политики - это режим: демократический и недемократический (авторитарный, тоталитарный).
  • в контексте семьи - типы характера семейного воспитания: демократический и авторитарный.
  • в школе/в образовании... официальной классификации нет, но каждая школа - это маленькое государство. Со своим административно-территориальным делением, формой правления и режимом - демократическим, авторитарным или тоталитарным. Работники школы поймут :)

Признаки "режимов" в государстве и семье схожи:

Типы семьи по характеру воспитания
Типы семьи по характеру воспитания

Виды политических режимов. ВАЖНО: таблицы содержат информацию только по пунктам пересечения (черт политических режимов намного больше)
Виды политических режимов. ВАЖНО: таблицы содержат информацию только по пунктам пересечения (черт политических режимов намного больше)

Конец теории - далее мысль

вот и выводится аналогия контроля БУКВАЛЬНО из лучших побуждений, который у каждого из представителей власти, будь он глава семьи, школы или государства, осуществляется с помощью своих методов: компромисс, сотрудничество, приспособление-уступки, избегание, сила-подавление. Это напрямую связано со свободой человека. И не каждый человек рвется к свободе, кто-то счастлив в подконтрольном состоянии, кто-то готов совершать серьезные ошибки ради нее.

В каждой семье-школе-государстве - РЕЦЕПТ ВСЕОБЩЕГО БЛАГА СВОЙ.

Также надо понимать, что при непосредственной опасности жизни введение особых методов мобилизующих-контролирующих-регулирующих-сдерживающих необходимо. Отрицать это глупо. Сложные времена требуют сложных решений. Примеры: новый курс Рузвельта в Великую депрессию, мать не отпустившая ребенка к доброжелательным сектантам (моя).

И никто не говорит, что взрослых-старших-родителей не нужно уважать.

НО

Подвергать сомнению, задавать вопросы, искать ответы - необходимо. Это основа критического мышления - основополагающего навыка XXI века, позволяющего анализировать информацию, делать выводы и принимать решения. Формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

Потому что без этого у нас будет:

  • государство, "обеспечивающее нашу безопасность"
  • родители, "знающие как лучше"
  • школа, "которая научит думать"

но, смотря на нашу реальность, мы понимаем, что:

  • государство - может ограничивать наши права человека
  • родители - тоже ошибаются
  • школа - не справляется с запросом времени по объективным причинам

Это жизнь. Она разная.

Не всегда такая, какой нам ее описывает окружение.

Одинаково нормально и полезно: прислушиваться к советам и подвергать сомнению

Одно другому не мешает.

-4