Найти тему
Журнал АвтоДела

Горячие ключи Адыгеи. День 3. Железная дорога Гуамского ущелья

Продолжаем повествование про путешествие на Infiniti QX50 по Адыгее. Этот рассказ посвящен Гуамскому ущелью.

Целью третьего дня путешествий было Гуамское ущелье. Это несомненная жемчужина здешних мест, не посетить которую значит лишить себя массы впечатлений. Ущелье живописно в любое время года, а весной – особенно. Река Курджипс, текущая по дну теснины, полноводна и со всех сторон пополняется ручейками и водопадами. В самом ущелье проходит узкоколейная железная дорога, некогда связывавшая хутор Гуамка и поселок Мезмай, разделенные горным хребтом. Река Курджипс разрезает хребет, и один ее берег омывает хребет Гуама, а второй – хребет Лаго-Наки, на котором мы были днем ранее.

Для того чтобы попасть в ущелье из станицы Даховская, где мы основали базовый лагерь, нужно спуститься с предгорий в долину почти до Майкопа и потом подняться обратно в горы, но уже по другой дороге. Есть и другой путь. По нему также нужно из станицы спуститься в сторону Майкопа, но уйти налево раньше поселка Тульский. Он короче на 20 км, и навигатор нам его услужливо предложил. Как обычно и получается в таких случаях, где-то на середине пути асфальт закончился, сменившись отсыпанным щебнем полотном с ямами, промоинами и даже навалившимися на дорогу деревьями. Ни о каком скоростном рулении здесь речи быть не могло. Интернет, кстати, тоже отрубился. И только после станицы Безводная, где нас уже начали посещать мысли, не повернуть ли нам обратно, мы наконец увидели и автомобили, и нитку асфальта. Которая, кстати, на обратном пути ни разу не прерывалась. Просто мы больше не верили навигатору и ушли на Апшеронск.

Приехав в станицу Гуамка, мы тут же попали в водоворот туристического бизнеса. Нас ловко припарковали за 100 рублей, объяснили, куда идти на поезд, заодно дали советы по подходящей одежде. Как раз тут мы оказались подготовленными, поскольку приехали из заснеженной Москвы, чего нельзя было сказать о туристах из Краснодара, которые, ничего не опасаясь, шли в заснеженное ущелье в легких летних кроссовках, да и еще детей с собой вели.

По ущелью, как уже говорилось, проложена узкоколейка. Раньше она служила для вывоза леса с плато Лаго-Наки, а сейчас работает как туристический объект, и то наполовину (в 1979 году была перерезана оползнем).

-2
-3

До станции 1707 туристов везет мотодрезина, толкающая открытые туристические вагончики. А летом, когда количество отдыхающих возрастает, запускается еще один экскурсионный «мотомаршрут» от станции 1707 до станции Урочище Монахово. Верхняя, отрезанная часть дороги в высокий сезон тоже не простаивает, там поезда ходят от хутора Мезмай. Протяженность самой дороги около 4 км.

-4
-5

Дорога довольно интересна. Пока мы не увидели ее, она представлялась нам совершенно по-другому. Воображение рисовало рельсы, идущие вдоль ручейка или речки, над которыми возвышаются скалы. В реальности этой картине соответствовали только первые метры полотна, идущие по территории поселка. Далее железка просто вгрызается в скалу, а большая часть пути проходит в своеобразном полутуннеле, вырезанном взрывами и руками рабочих в скале. Внизу, в полусотне метров, бурлит зажатый в теснину поток горной реки. Справа на расстоянии вытянутой руки – скала, по зеленым мшистым бокам которой сбегают струйки воды. Там, где ущелье расширяется, расположена станция 1707. Номер означает расстояние в метрах от входа в теснину. На станции есть кафе, туалет и смотровая площадка. Отсюда же уходит вторая дрезина, работающая летом. Зимой на станцию ведет пешеходная тропа – как раз она и является целью путешествия. Так как основные виды каньона, речные перекаты, мост и ниспадающие со склонов водопады идут дальше по ущелью.

-6

Во время нашего путешествия все пути были засыпаны снегом, металл рельсов выступал только на солнечных участках. Поезд в каньоне ходит челночным способом по расписанию, и один раз в час вы можете отправиться составом назад в станицу. Идти пешком от кафе «1707» в сторону Гуамка запрещено, так как на пути много участков, где поезд не может разминуться с пешеходом – просто не хватит места на вырубленном в скале уступе.

-7
-8

Но не только поездкой или пешей прогулкой по каньону ограничиваются местные развлечения. На станции вам предложат катания на джипах с подъемами на смотровые площадки. Есть и пешие тропы, а также скалолазные маршруты и стенки. Место прекрасно тем, что смена времени года откроет перед вами красоты Кавказских гор со своей неожиданной стороны. Те, кому тут понравилось, могут остановиться непосредственно в станице, благо в ней есть несколько мини-отелей с ценами на разный уровень достатка.

-9
-10

В рассказе о впечатлениях автомобиль как-то отошел на второй план. Однако Infiniti QX50 в очередной раз хорошо показал себя на обратной дороге – через Апшеронск (вопреки навигатору). В одной из станиц мы зашли в магазин купить продуктов. Пока мы ходили и выбирали, к нам подошел парень и поинтересовался, не наша ли это красная машина стоит на парковке. Со всей искренностью подвыпившего человека он стал извинялся, что мешает нам отдыхать, но не может не задать один вопрос, поскольку его очень разбирает любопытство. После таких витиеватых речей мы не могли остаться равнодушными к его беспокойству. Оказалось, что его волновал вопрос, как быстро едет Infiniti QX50? Мой ответ, что крайнее значение на спидометре 260 км/ч, но я не разгонялся больше 150 км/ч, вызвал небольшую задумчивость вопрошающего. После чего нам предложили погоняться? При этих словах мне сразу же вспомнился эпизод из фильма «Назад в будущее», и я не моргнув глазом вежливо отказался это этого предложения. Пожелав нам удачи, веселая компания пошла загружаться в свой белый Toyota Land Cruiser Prado, а мы поехали своей дорогой, соблюдая правила дорожного движения.

Текст и фото - Роман Клопотов.

-11

Подробнее читайте в журнале АвтоДела.