Мы редко даем на нашем канале обзоры зарубежных фильмов. До сих пор такой чести был удостоен только единственный в своем роде американский комедийный приключенческий фильм "Русские идут!" за свою уникальность - все русские моряки показаны нормальными людьми, даже капитан-самодур. Подробней см. тут - "Самый добрый и смешной фильм про русских. Русские идут! (1966 год США). Russians are comming!"
Но тема французского коллаборационизма во Второй мировой, периодически поднимающаяся в наших публикациях, будет раскрыта не полностью без рассмотрения художественного ее отражения в современном западном кинематографе. Так что мы решили добавить таки еще один обзор, тем более фильм того стоит и сам по себе - очень много там разных намеков и скрытых смыслов, которые в 2003 (год выхода на экраны) были не столь значимыми, как сейчас. Тем более, что спродюсировал его все тот же канадец Джуисон, как и упомянутый выше "Русские идут!".
«Приговор» (The Statement) — психологическая драма канадского режиссёра Нормана Джуисона по роману ирландского писателя Б. Мура, написанного по реальной истории военного преступника Поля Тувье. Фильм повествует о судьбе некоего Пьера Броссара, бывшего в годы Второй мировой членом французской милиции "правительства Виши"- Milice française - военизированной структуры коллаборационистов, выполнявшей полицейские и карательные функции на территории Франции в период немецкой оккупации.
"Под ружьем" в этой милиции было от 30 до 45 тысяч человек - в большинстве своем выходцы из бедных крестьянских католических семей. Многие из них всерьез полагали, что таким образом защищают свою страну от чуждых ценностей - в частности, от коммунистических идей. В фильме об этом однозначно говорит в лицо жандармскому полковнику один из священников (аббат Ле Мойн - Уильям Хатт), прятавших Броссара долгие годы. Пожилого Броссара, страдающего от сердечных приступов и мук совести, которые он пытается унять молитвами и праведным возлецерковным существованием, играет знаменитый английский актер Майкл Кейн (настоящее имя - Морис Джозеф Миклуайт).
Несмотря на свои недуги (телесные и душевные), Броссар очень умело ускользает от не слишком настойчивых попыток правосудия его найти в течение 40 лет (по сюжету он амнистирован, но затем по вновь открывшимся обстоятельствам преследование продолжилось). Ему помогают в этом аббаты католической церкви и покровители в правоохранительных органах. После назначения на дело Броссара нового судьи, эти самые покровители вдруг решают "обрубить концы" и избавиться от Броссара, имитировав некий приговор еврейской группировки то ли мстителей, то ли агентов спецслужб Израиля.
Но дедушка Броссар успевает каждый раз выстрелить первым, не забывая потом сходить на исповедь.
Броссара ищет некая "судья Ливи" (Тильда Суинтон) - стервозная рыжая дамочка, демонстративно плюющая на католические правила поведения (сидит нога на ногу и курит во дворе монастыря и пр.), которой помогает более традиционный жандармский полковник, проявляющий видимое уважение к церковным служителям (целует руку кардиналу и т.п.). Есть в фильме и позитивный персонаж негр, как же без него. Священник, кстати. Он и дает судье наводку на Броссара и его покровителей.
Однако, бывший коллаборационист оказывается "трудной мишенью" и весьма резво, периодически хватаясь за сердце, уходит не только от киллеров, но и от современных французских жандармов, которые занимаются его поисками, т.к. по мнению судьи, полиции нельзя в этом деле доверять.
В конце концов загнанного Броссара убивает полицейский, до этого организовавший два покушения на него под видом мести за убийство евреев.
Общая мысль фильма - они при власти, они все еще сильны. Имеется в виду крайне правые.
Для нас же "Приговор" интересен двумя поднятыми весьма резкими вопросами. И формой их представления.
Во-первых, французское сопротивление в фильме не показано вообще никак. Просто проигнорировано. Его заменяет праведная ярость "судьи Ливи" аж в 1992 году.
Режиссер мог без ущерба для общей логики повествования включить в сюжет попытку бойцов сопротивления освободить евреев или убить того же Броссара еще во время войны, но он этого не сделал. Зато акцент на коллаборационизме очевиден - он представлен идейным течением консервативного толка, противопоставляемым современному толерантному обществу. По ходу действия упоминаются реакционные священники, не считающие папу католиком - видимо, противники однополых браков и т.п. Именно они прячут Броссара, помогая ему каждый раз ускользать от правосудия даже после прямого запрета высших иерархов.
Вот эта самая попытка "записать в фашисты" любого противника мультикультуризма, агрессивного феминизма и прочих гей-парадов будет "во-вторых". Процесс, очевидно, не столь однозначен в реальности - не всякий противник гей-парадов будет служить оккупантам, также как не всякий негр прогрессивен по определению. Чем такая установка обернулась для Франции в частности и для Европы вообще, мы наблюдаем как раз сейчас.
Однако, режиссер все же постарался сделать художественный фильм, наводящий на размышления, а не комикс с супергероями и злодеями. Поэтому главный положительный герой - судья Леви - особого восторга не вызывает, чтобы не сказать резче. Впрочем, каждый увидит в фильме нечто свое. Мы же просто рекомендуем его к просмотру, если вдруг вы, уважаемые читатели, это не успели сделать до сих пор. Или посмотрите еще раз, более внимательно.
Нам есть о чем поразмышлять, глядя на героев "Приговора". Ведь и у нас набирают силы тенденции, определяющие в "экстремисты", а то и прямиком в фашисты любого, кто не хочет мириться с нашествием чуждых культур в наших городах под прикрытием благостных докладов о подъеме экономики. Такая подмена, чтобы не сказать откровенная ложь, на самом деле и порождает фашизм, вызывает к жизни экстремистские течения и организации. И в то же время, несмотря на громкие заявления, периодически осуществляются попытки оправдать власовцев, казаков Краснова, полицаев и предателей в массовой культуре - в кино, в книгах, в выступлениях и публикациях. Не будем об этом забывать.