8 июля вводится в бой 4-я немецкая танковая дивизия, она понесла тяжелые потери, в том время попал в плен унтер-офицер Блюме рассказал на допросе:
"В ночь на 5 июля нам зачитали приказ Гитлера. В нем говорилось, что завтра немецкая армия начнет новое наступление, которому суждено решить исход войны. Перед 35-м полком поставили задачу прорвать оборону русских. Через два дня 100 танков вышли на исходные позиции. В это время нас атаковала русская авиация и вывела из строя несколько машин...Достигнув гребня высоты, мы попали под перекрестный огонь русских противотанковых орудий и противотанковых ружей. Строй сразу нарушился, движение замедлилось. Соседний танк задымил. Передовой танк командира роты остановился, а затем попятился назад. Все, чему нас учили в учебном подразделении, не пригодилось. Тактика танкового прорыва на этот раз не сработала. Вскоре мой танк подбили, и в нем возник пожар. Я поспешил из него выскочить. На поле боя осталось не менее 40 подбитых танков, многие из которых горели".
Во второй половине дня 8 июля Рокоссовский вводит в бой полностью укомплектованный 9-й танковый корпус, это был его последний резерв.
8 июля немецкие пилоты попали в полевые склады боеприпасов и советский бронепоезд. Тыловые службы 13-й армии больше трех четвертей всех снарядов, мин и ракет выложили непосредственно у орудий, минометов и "Катюш". Благодаря этому огонь по врагу велся без перерыва.
Советское командование перебросило в район Понырей 49-й отдельный дивизион из двух единиц для поддержки частей 81-й и 307-й стрелковых дивизий. Орудия "Лунинца" и "Железнодорожника Алтая" помогли задержать врага 8 июля. Немцы бросили в бой 36 Ю-87, они преодолели плотный зенитный огонь, сбросили бомбы с пикирования вызвали пожары на станции Поныри, разбили станционные пути, таком образом преградили "Железнодорожнику Алтая" возможность отхода.
Ночью экипаж бронепоезда вместе с рабочими железнодорожниками восстановили пути и утром 49-й одбп в полном составе покинул опасную зону.
8-го и последующие дни немецкие асы были верны своей тактике атак со стороны солнца. Погибали в основном молодые пилоты отставшие от общего строя.
Командир 273-й иад полковник Федоров отмечал, что неожиданные удары "охотников" почти всегда нарушали взаимодействие внутри подразделения.
Немецкие асы выходили из боя используя крутые пикирования, перевороты, преднамеренные срывы в штопор, так имитировались падения.
Но 8 июля, самым результативным германским "охотникам" не было гарантировано благополучное возвращение на свой аэродром.
В одном из боев обер-фельдфебель Штрассль из III/JG51 сбил "Як" с пикирования и начал набор высоты. При переводе машины в горизонтальный полет на 4 000 м ее скорость упала, "Фокке Вульфу" требовалось несколько секунд для разгона.
Но советские истребители присутствовали на разных ярусах и появилась возможность сбить FW 190.
Одно из подразделений 347-го иап с высоты 5 000 м контратаковало самолет Штрассля со стороны солнца. Немец бросил самолет в пикирование и потерял больше 3 000 м высоты, ведущий группы Як-9 не остал. Капитан Силуков с дистанции 80 м выпустил несколько точных пушечно-пулеметных очередей и поджег вражеский самолет. "Фокке Вульф" упал недалеко от деревни Хитрово, у железной дороги Орел - Курск.
Штрассль попытался воспользоваться парашютом, но высоты не хватило, купол раскрылся не полностью и пилот разбился.
Никто из немецких асов за 46 дней Курской битвы не смог приблизиться к рекорду Штрассля, он сбил с 5 по 8 июля 30 самолетов. На момент своего сбития он совершил 221 боевой вылет и сбил 67 самолетов.
В то же время и примерно в том же районе обер-лейтенант Айзенах командир отряда 3/JG54 хотя и был тяжело ранен, все же смог посадить самолет на своем аэродроме.
В тот день немецкие истребители смогли основательно потрепать группу бомбардировщиков "Бостон" с "Яками" прикрытия.
Командир IV/JG51 майор Реш постепенно нарастил число подчиненных в воздухе до 30. Было потеряно 2 бомбардировщика и 6 истребителей. Враг потерял три "Фокке Вульфа" 190, три пилота 517-го иап оказались живы и здоровы, причем младший лейтенант Тур после посадки своей машины на вынужденную посадку прибыл в часть на 8 сутки после боя.
Молодые пилоты проходили суровую школу воспитания воздушных бойцов. Так, старший сержант Собур из 163-го иап 273-й иад был сбит на Як-9Д и на Як-7Б 5 и 6 июля, но 7 июля удача от него отвернулась, вражеская очередь прошила кабину.
Ла-5 младшего лейтенанта Петухов из 92-го иап 279-й иад был подбит в бою, пока самолет ремонтировался, он вылетел из запасного полка на новой машине. 7 июля его снова подбивают, он садится на вынужденную. И продолжает воевать на своем первом Ла-5. За это время ему засчитали победу над "Фокке Вульфом" 190 в группе.
Сбивали и опытных советских пилотов. Так, 8 июля в 13.55 6 Як-1 и 2 "Аэрокобры" из 1-й гвардейской истребительной авиадивизии (ведущий командир 53-го гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза майор Моторный) вылетели прикрывать советские войска.
Только один младший лейтенант Березин был новичком, остальные уже были опытными бойцами, сбили несколько самолетов над Сталинградом.
В районе Поныри - Ольховатка они обнаружили большую группу Bf.110, которые уже бомбили советские войска. Из-за облачности наши пилоты не смогли рассредоточиться по парам и обрушиться на врага всей группой. Пара Героя Советского Союза майора Макарова сначала атаковала "Мессершмитты", а затем подходившие "Юнкерсы", помешав им прицельно сбросить бомбы.
Немецкие истребители быстро пришли в себя и атаковали пару Моторного - Пасечника, которые выходили из атаки на "сто десятые". "Аэрокобра" Пасечника развалилась в воздухе, потом "Фокке Вульфы" сбили Як-1 младшего лейтенанта Никитина. Еще два пилота "Яков", включая комполка сели на вынужденную посадку на ближайшем полевом аэродроме.
Среди летного состава истребительной авиации отмечались случаи растерянности, неуверенности в своих силах, страха перед вражескими асами.
В частности, в 16-й воздушной армии пилотов 163-го истребительного авиаполка обвиняли в "нерешительности, граничащей с трусостью". Через 2 - 3 дня боев они выполняли задания в составе 347-го иап, 8 июля командира 163-го иап майора Абрамова сменил майор Пологов, ранее он был штурманом 737-го иап. Он успел в 365 боевых вылетах одержать 18 побед лично и 6 в группе, за что его представили к званию "Героя".
Спасибо за прочтение.
Источник: Хазанов, Горбач Авиация в небе над Курской дугой.