Недавно случилась трагедия. Выстрелы в одной из школ Казани. Прежде всего хочу выразить соболезнования всем пострадавшим и их близким. Вскоре после этого ужасного события в соцсетях по всей стране появились подражатели Казанского стрелка. Более того, стали создаваться фанаккаунты в которых девочки-подростки признаются в любви виновнику происшествия в школе.
Разумеется, в таких условиях родители боятся за жизнь и здоровье своих детей. Поэтому мне кажется очень важным попытаться понять почему подростки ведут себя именно так, что происходит в их сознательном и бессознательном. Для того чтобы на что-то влиять нужно как минимум понимать, как это работает.
Начать придется издалека, с 18-ого века. Именно в это время по Европе прокатилась волна суицидов молодых людей, вызванная популярностью романа Гёте «Страдания юного Вертера». Как вы догадываетесь главный герой убивает себя из-за несчастной любви. В 70-х годах прошлого века социологи из Калифорнийского университета доказали существования так называемого эффекта Вертера. Это волна подражающих самоубийств, которые совершаются после суицида, широко освещённого в СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа. Поэтому любой психиатр знает, как опасно раздувать информационную волну вскоре после самоубийства или убийства совершенного подростком. Из-за этого я решился написать данную статью только сейчас, спустя уже 3 недели и посвящена она не самому событию, а фанатам стрелка и его подражателям.
Вспомнил я про «эффект Вертера» так как психические причины и у массовых подражательных самоубийств, и у фангрупп так называемых скулшутеров очень похожи. К факторам, подталкивающим голову подростка к подражательству прежде всего стоит отнести:
А) Конфликтную обстановку внутри семьи;
Б) Внушаемость в силу того, что мозг вообще и кора в частности еще не сформировались.
В) Буллинг – травлю сверстниками (вспомните трагическую стрельбу в школе «Колумбайн»)
Но я бы хотел поподробнее остановиться на других причинах. Какие две самые главные драмы через которые предстоит пройти подростку во время пубертата?
А) Научится заставлять себя делать то, что не хочется.
Б) Выяснить, что тебя больше не любят безусловно, просто за то, что ты есть.
А вот теперь следите за руками. В детстве ты нарисовал какие-нибудь каракули, и бабушка теряет сознание от восторга, как японский турист в Лувре от Моны Лизы. А теперь тебе 14 и противоположному полу на тебя глубоко наплевать. Представители твоего пола к тебе либо равнодушны, либо враждебны, как к конкуренту, либо вообще норовят самоутвердится за твой счет. Осознание того, что теперь всю оставшуюся жизнь тебя будут любить за что-то, а не просто так невыносимо настолько, что головы многих это вообще отказываются принять. Вокруг нас ходят 30-тилетние дяденьки и тетеньки у которых браки разваливаются потому что гадкие вторые половинки отказываются любить их, как мама с папой, «такими какими мы есть». Ужас в том, что любовь и уважение сверстников необходимо заслужить. Но это еще пол беды. Выясняется, что для того, чтобы этому научится, нужно, вы не поверите – учиться. То есть много общаться и соответственно систематически заставлять себя делать то, что неохота. А заставлять себя мозг пока еще толком не умеет. Получается очень печальный замкнутый круг.
Иерархическая потребность предельно актуализирована. Очень хочется стать значимым членом группы, получить признание, уважение, любовь и принятие. Но ресурсов для этого пока еще нет и достаточно долго не будет. Обратите внимание на основную идею коммерческих успешных фильмов для подростков. Все эти бесконечные «инсургенты», «девергенты» и прочие «сойки пересмешницы». В основе сюжета есть протагонист (главный герой) подросток. Но не просто подросток, а избранный. Он единственный, особенный, уникальный. И антагонист, взрослый, в руках которого сосредоточена власть, которую он разумеется к концу фильма теряет. Подростки с удовольствием несут деньги голливудским продюсерам для того, чтобы увидеть то, чего им так сильно не хватает в реальной жизни. Все эти фильмы паразитируют на остром желании подростка почувствовать себя особенным. Именно поэтому в сети так много юных ноунеймов, которые пытаются учить жизни всех по алфавиту. Острое осознание, что «… Вы не уникальны, неповторимая красота снежинки — это не про вас. Вы — разлагающая органическая масса, как и все вокруг» фрустрирует голову подростка, как стекловата под рубашкой.
Существуют два достаточно простых способа снизить психическое напряжение от фрустрированной иерархической потребности.
1. Первый, простой, как все гениальное – привлечь внимание троллингом. Чем эффективнее всего привлекать внимание? Правильно, страхом. Раз уж эти смешные взрослые так испугались, нужно начать подражать тому, кого они боятся. Внимание в свою очередь обеспечит более высокое положение в среде сверстников.
2. Второй способ – стать членом группы. Во-первых сразу появляются люди для которых ты свой. Во-вторых, раз ты теперь часть чего-то значимого, значит стоишь уже не три копейки в базарный день, а как минимум четыре. Психологи это называют «самоидентификация через принадлежность к группе». На этом основаны все молодежные субкультуры. В 60-ые были хиппи, в 70-ые металлисты, в 80-ые панки, в 90-ые рейверы, в 00-ые эмо (#мой2007), сейчас вот последователи стрелков.
В такой ситуации предотвращение троллинга и подражательства не должно стать войной с подростками, это просто глупо, они неизбежное будущее, пусть на эти игры тратит силы государство. Родителям же нужно сосредоточиться на том, как эффективнее подростку помочь. Увы, но все банально. Существуют два основных момента.
1. Помогать научаться делать то, что неохота. Именно благодаря этому навыку человек состоится или не состоится социально. Как? Ежедневно тренироваться. На каком таком волшебном тренажере? На учебе. Психически здоровый подросток не хочет учиться. Выстроить систему наград и наказаний для того, чтобы голова была вынуждена делать то, что не хочется – задача родителя. Причем выстроена она должна быть к 11 годам. Постройка начинается в 3 года. Поэтому, когда ребенок плюет на ваш авторитет в 5 лет, не убирает игрушки или не ложится спать, а вы заставляете его криком или грубой силой помните, что, когда ему будет 12 и ваше влияние станет жизненно необходимым, у вас его не окажется. Наверное, это не сильно испортит вашу жизнь, но может исковеркать будущее ребенка. Пример того, как начинать выстраивать систему сдержек и противовесов с трехлетним ребенком вы можете прочитать в моей статье «Как отучить ребенка плакать».
2. Стать стабильным объектом для ребенка. Знаете, что такое стабильный объект? Это ваши трусы. Вы ведь наверняка уверены, что они на вас и не проверяете их наличие каждые три минуты. Ребенок должен четко понимать, что вы его всегда поддержите и придете на помощь. Разумеется, убедить его голову в этом можно только наличием длительного положительного опыта. Проверить являетесь ли вы таким стабильным объектом для своего ребенка или нет очень просто. Когда у него все хорошо он не должен помнить о вашем существовании. Если он сутками наматывает вокруг вас круги с криками «мамочка я тебя так люблю» - беда, он не уверен, что вы никуда не денетесь через пять секунд. То, что так льстит вашему родительскому самолюбию на самом деле детская тревожность.
Поэтому правы американские исследователи подростковых стрелков и их подражателей. Психологические проблемы, которые приводят подростка к такому поведению начинаются в семье.
P.S. Эту тему будем обсуждать в прямом эфире в среду, в 13:05 по Москве, в YouTube doctorvainer.
P.P.S. Если у вас есть вопросы – пишите в директ instagram doctor_vainer, буду на них отвечать во время прямых эфиров (среда, пятница, 13:05 по Москве)!
#докторВайнер #АлександрВайнер #психотерапевт