Мы ожесточены, мы не всегда питаем друг к другу теплые чувства. Даже к членам своей семьи, что уж говорить о чужих людях! Судя по комментариям, далеко не все верят в искренность ближнего.
Да и я сама в публикациях косвенно упрекаю неблагодарных или вымогающих помощь сограждан. Может быть, это потому, что сама никогда не попрошу для себя куска хлеба, даже если буду очень сильно нуждаться.
Деньги взаймы тоже брала только к крайнем случае. Кредит в банке - лишь однажды за всю жизнь. В те времена, когда одолжить у соседки стакан сахара или масла было делом обыденным, ни разу не воспользовалась чужой добротой. Хотя сама выручала и возврата не ждала.
Рассказывали об общей знакомой, жившей в старом доме с десятками квартир по обе стороны длинного коридора такую историю. Надумает борщ варить, кастрюлю с мясом на огонь, а сама по соседям: у одного капусты попросит, у другого морковку с луком, у третьего томатной пасты... Так и насобирает. Не от нужды, и магазины в двух шагах. Чисто из спортивного интереса!
А мне в детстве, в отрочестве трудновато жилось с мачехой. И в смысле еды тоже. Отлучена была и от новой папиной семьи, и от стола. Отец выдавал мне деньги из расчёта 20 копеек в день, чтобы я могла что-то себе купить в школьном буфете.
Но это была больная тема, я не рассказывала обо всём, что происходило дома, даже самым близким подругам. Потому что больше всего боялась, что о моём унижении кто-то узнает. Стыдно мне было! Меня особо и не расспрашивали, в селе и так все про всех знают.
И в связи с таким положением уже тогда я частенько сталкивалась с добрыми поступками по отношению ко мне. И я их помню, и буду благодарна всем тактичным и щедрым людям. Их было немало. Я о помощи не просила, но меня, как могли, поддерживали.
Учителя в школе: если бы не они, не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая жизнь. Пионервожатая Валентина Ильинична, в пионерской комнате которой я проводила много времени после уроков, лишь бы не идти домой. С ней можно было вести разговоры на любые темы, а из книжек узнаешь далеко не всё!
Буфетчица тётя Вера, похожая на атаманшу из "Снежной королевы", подсовывала самый поджаристый пончик или аппетитную котлетку с хлебом за 11 копеек.
Матери моих подружек, пытавшиеся меня, смущавшуюся и отнекивающуюся, подкормить, когда я приходила к ним в гости.
Тётя Люба, наложившая мне стакан мёда, когда услышала мой кашель. Простите, что стаканчик я так и не вернула!..
Я помню вашу доброту! Я благодарна вам! Она согревает меня всю жизнь. К сожалению, многим я уже не могу сказать это лично...
И я честно стараюсь вернуть полученное мной добро Вселенной! Иногда получается.
В уже далёкие 90-е жизнь свела меня с женщиной, променявшей романтику приморской Керчи на сельскую жизнь в ветхом домишке, купленном то ли по безалаберности, то ли из-за обмана при продаже квартиры. Кол и двор, крыша над головой были, как и то ли пятеро, то ли шестеро детей. Старшие уже работали в Москве. Но и с теми, что были при ней, в первую зиму пришлось туговато. Без припасов, да и с деньгами сами помните, как тогда было трудно.
Обмолвилась она как-то по весне, что картошка, кем-то пожертвованная, закончилась, детей нечем кормить. А я привезла ей и ведро картошки, и ещё что-то, и капустной рассады, чтобы было что на огороде посадить. Но забыла об этом начисто!
И никогда бы и не вспомнила, если бы спустя более 10 лет мы не встретились на рынке (где ж ещё!) города, где я живу. Разговорились, обсудили события в жизни детей, её и моих. И вдруг она говорит: спасибо тебе, ты так меня выручила! Я не поняла, о чём речь, пока она не начала: а помнишь!.. Я не помнила. И это нормально. Подумаешь, подвиг! Только после её рассказа стала смутно что-то припоминать.
Но она помнила! Столько лет сохранять в себе и память о поступке, и благодарность! Это дорогого стоит!
Этот пример не единственный, но ведь мы помогаем другим не для того, чтобы потом хвастаться, правда?
А ещё в моей жизни, в моём детстве была тётя Лена. Она каждый день проходила мимо нашего дома из своей деревни. На работу, в швейную мастерскую, где и мой папа трудился закройщиком. И с работы домой, в свою деревню в 3-х километрах, где её возвращения ждал сынишка Саша, на 2 года старше меня.
И каждый день тётя Лена покупала в магазине сыну что-нибудь вкусненькое. И какая-то пара конфет или пряник непременно доставались мне, четырёхлетке, гуляющей возле дома. Это едва ли не самое первое воспоминание о доброте чужого человека. Не помню, как это прекратилось, скорее всего, мама провела со мной воспитательную беседу: негоже, мол, вымогать гостинцы у проходящих мимо) Но это ощущение праздника, радостного ожидания осталось со мной на всю жизнь.
Не сомневаюсь, что у вас тоже есть подобные истории и люди, о которых вы с благодарностью вспоминаете. Иногда полезно вспоминать о чем-то хорошем и светлом, правда?
До очередной встречи на канале, друзья-читатели!
Если было интересно, прочитайте ещё и это:
Про Сычёва, колхозные огурцы и первое предательство
Путешествие в детство: печёная картошка
Фото автора.