Найти тему
Пуховое Сверло

Как "ненасильно" крестили Поволжье

Сегодня разберём, как внедрялось христианство на примере книги Н.М. Маторина "Религия у народов Волжско-Камского края".

Иллюстрация в свободном доступе.
Иллюстрация в свободном доступе.

После захвата Казани, в 1555 году была создана Казанская епархия. Обращение Поволжья в христианство на протяжении 16-17 веков носило только внешний характер. Несмотря на все усилия архиепископа Гурия, архимандрита Варсофония, Германа, казанский митрополит Ермоген пишет в своих донесениях: " В Казани и в Свияжском уездах живут новоиспеченые татары, с чувашею, с черемисою, с вотяками и бдят и пьют с ними в одного, и к церквам не приходят, и крестов на себе не носят, и в домах своих образов не держат, и попов в дома свои не призывают." Так как проповеди Ермогена на местных жителей не действовали, было принято решение принять более крутые меры. Новокрещёных поселили в отдельной слободе и следили за выполнением поучений. "А которых слушати не учтут, тех смиряти, в тюрьму сажати, бить железом и в цепи сажати, а иных отсылати к самому митрополиту Ермогену." Особенно сурово карал закон обращение в мусульманскую веру. Уложение предписывало: "А будет бусурманин какими-нибудь мерами русского человека к своей вере принудить, того бусурмана казнить, сжечь огнем без всякого милосердия." У некрещеных мурз и помещиков земли отбирались и передавались крещеным родственникам. Крещеным татарам сулили денежные награды "мурзам по десяти рублев, а их жёнам по пяти рублев". Свободная мордва крестилась под угрозой насильственного обращения в крепостное состояние.

Казань. Лецкий сад.
Казань. Лецкий сад.

К концу первой четверти XVIII века в Казани насчитывалось уже около 40000 новообращенных "инородцев". Некоторые умудрялись крестится по два, и даже по три раза, чтобы получить материальную выгоду. Наряду с этим продолжалось усиленное возвращение местных жителей обратно в ислам. Митрополит Тихон приказал сровнять с землёй кладбища, где крещеные татары хоронили родственников по своим обычаям, не приглашая священников. Потомки татар, обращенные в новую веру ещё при Иване IV, не умели даже в середине XVIII века совершать "крестное знамение" , что ужасало церковные власти, взывавшие к содействию властей гражданских.

Из 536 мечетей в Казани и Казанском уезде было разрушено в 1742 году - 418 мечетей. У татар насильно отбирали детей и помещали их в новокрещенские школы. У многих проповедников миссионерские поездки служили средством обогащения. Протопопы и священники ездили по новокрещенским жительствам с женами и детьми и собирали деньги, овчину, скот, пряжу шерсть, выбирали себе хороших лошадей, а иначе грозили "взятием в город для жесточайших расспросов".

В вятской епархии особо миссионеров не было, но отличилось приходское духовенство. В 1753 году вотяк деревни Дондинской Адам Чупин жаловался, что поп села Покинского собирал на подаяние деньгами, стегал плетьми того, у кого денег не оказалось, отбирал овчину". Попы вымогали взятки под угрозой донести в констисторию (учреждение при епископе по управлению епархией), клепали в колодки до уплаты денег.

От попов не отставала светская власть. Немудрено, что чуваши, мари, вотяки, народы Среднего Повольжья и Прикамья в середине XVIII века поднимали восстания. В 1743 году в Цивильском уезде чуваши напали на протопопа Давыдова ограбили и избили цепями. В 1752 году в Балезинском и Глазовском приходах было избито несколько священников. Архиепископ Д. Сеченов в 1743 году разогнал мордовские поминки на кладбище, за что потерпел нападение и был вынужден прятаться в погребе у священника, накрывшись кадкой.

Мордва восьми деревень Терюшевской волости подавала прошение своему владельцу: " А мы..., сироты ваши, христианской веры принять не можем и желаем быть в своей старой мордовской вере, а мечетев у себя никаких не имеем, а молимся в полях, лесах. А ежели паче нас будут принуждать к крещению неволею, то мы, оставя домы свои, будем бегать и укрываться по лесам, как напредь дедов наших и отцов к крещению приводили, отчего они, домы свои оставя, разбежались. Також и ныне домы и пожитки зажигать будут, а сами, собрався семьями, пожгуться и всякими себя видами к смерти приводить будут, как крестившиеся из-под неволи в Арзамасском уезде предали себя удавлению..." Мордва доказывала в своём прошении, что насильственные меры приведут к разорению крестьян, а значит к ущербу государства.

Иллюстрация в свободном доступе.
Иллюстрация в свободном доступе.

Когда поднялось пугачесвкое восстание, к нему примкнули татары, новокрещеные, язычники и выместили на духовенстве все накопившееся обиды. В Цивильске убиты четыре священника, дьячок и пономарь, в Чебоксарском уезде убиты 12 священников, 5 дьяконов, 2 дьячка. В смежной с Казанской, Нижегородской губернии убито 83 духовника. Движение Пугачёва было подавлено, но ещё долгое время правительство опасалось отправлять попов в чувашские и марийские сёла.

Иллюстрация в свободном доступе.
Иллюстрация в свободном доступе.

И в XIX веке многоплеменное население Волжско-Камского края, насильственно и искусственно христианизированное, продолжало оставаться при своих прежних верованиях. В 1827 году несколько тысяч крещёных татар подали прошение Николаю I вернуть их в магометанскую веру, как верили их деды и прадеды. Заявители основывались на екатерининском указе 1764 года, согласно которому крещение не должно носить принудительного характера. В результате духовные власти отправили в командировку трёх протоиереев, снабдив каждого "Новым заветом" на татарском языке. Священникам было предписано объяснять уклоняющимся, что их просьбы удовлетворены никогда не будут, а напротив, переложив монаршее милосердие на гнев, священники имеют право применить к ним наказание. Одновременно с этим, к тем людям, которые писали прошение, было применено следствие, после которого многих избили плетьми и выслали в Сибирь (в том числе и чиновника, выдавшего просящим копию екатерининского указа 1764 года).

Массовое возобновление языческих обрядов и жертвоприношений (не путать с человеческими жертвами) у вотяков и мари в 1827 году (около 4000 человек), заставило духовное ведомство вновь привлечь, так называемое "чёрное" духовенство к "работе". Сначала с отпавшими от церкви проводились увещевания, потом отступника переселяли от родных в другие деревни, потом сажали в монастырскую тюрьму, если и это не помогало, ссылали в Сибирь.

Священники, в свою очередь, скрывали истинное положение вещей в деревнях. В день, когда приезжал миссионер, всех сгоняли в церковь и под угрозой расправы, всех заставляли молчать при миссионере и усердно, не поднимая головы, креститься. Миссионер отправлял доклад на верх, что в деревне N всё в порядке, что влекло за собой награждение священника за хорошую работу.

В 1867 году наряду с обычной миссионерской деятельностью, создаются "инородческие школы" и распространяются "нужные" книги на народных языках. Идейным вдохновителем и руководителем миссионерского дела становится Н.И. Ильминский. Весьма дальновидный человек использовал все возможности, чтобы расширить перевод Библии, молитв не только на языки народов Волжско-Камского края, но делались переводы для Сибири, Туркестана и Кавказа. Программа Ильминского (Казань 1983г.): "Закон божий составляет главнейший предмет начальной инородческой школы. Все остальные предметы служат дополнением к закону божьему."

Статья основана на книге Николая Михайловича Маторина Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь : язычество-ислам-православие-сектантство / Н. Маторин ; Союз безбожников СССР, Главполитпросвет. - М. : Акц. изд. о-во "Безбожник", 1929 год.

Продолжение следует...