Найти в Дзене

Охотники за артефактами. Часть первая

Кадр из фильма "Ларец Марии Медичи"
Кадр из фильма "Ларец Марии Медичи"

Есть ларец – нет ключа, чтобы открыть. Есть ключ – нет потайной двери. Есть сокровище – неизвестно, где оно спрятано.

Охотники за артефактами – это не только Индиана Джон или Лара Крофт. Такие целеустремлённые герои были и в советском кино.

Кадр из фильма "Ларец Марии Медичи"
Кадр из фильма "Ларец Марии Медичи"

«Ларец Марии Медичи» (режиссёр Рудольф Фрунтов, 1980 год)

По-настоящему остросюжетный советский детективный фильм. В одной большой истории (начинается она в тринадцатом веке, а завершении в семидесятых годах века двадцатого) участвуют еретики-альбигойцы, нацисты, потомки аристократов, советские милиционеры, а кроме того, упоминаются имена Павла Первого и Наполеона, ну, и Марии Медичи, великой отравительницы. Конструкция сложная и временами грозит обрушиться, но разного рода несуразности быстро забываются на фоне стремительно развивающегося действия. К примеру, зрителям не объясняют, почему же католики-крестоносцы так хотят перебить всех альбигойцев. Ведь тогда придётся знакомить зрителей с особенностями этой ереси, и вряд и альбигойцы будут казаться невинными жертвами.

Отдельная тема – каким образом часть артефактов попала в Россию, и какое отношение к ереси катаров имеют рыцари Мальтийского ордена. Впрочем, большинство зрителей подобными вопросами не задаётся, а следит за тем, как милиция расследует загадочные исчезновения гражданина Франции, антиквара Венсана Совиньи. Выяснится, что француз не только владел в совершенстве русским языком, но и служил Третьему рейху, ради того, чтобы получить в свои руки все артефакты и узнать, где же спрятаны альбигойские сокровища.

Кадр из фильма "Ларец Марии Медичи"
Кадр из фильма "Ларец Марии Медичи"

Раскручивает этот клубок капитан милиции Люсин (Валерий Рыжаков), обаятельный, но избыточно правильный правоохранитель. Судьба даёт ему шанс проявить себя не только служакой, но и галантным мужчиной, когда в поле зрения милиции окажется французская гражданка Мадлен Локар (Клара Лучко). Кажется, брутальный детектив будет смягчён любовной игрой, но в финале фильма капитан провожает француженку в аэропорту, так и не сказав ей о своих чувствах – если они таки пробились сквозь асфальт Устава.

Удивительно, но для фильма, снятого в Ленинграде, присутствие в кадре «Северной Венеции» практически не заметно. Возможно, причина в том, что работали москвичи, которым было важнее закрутить интригу, чем создать атмосферу места.

Кадр из фильма "Приключения Буратино"
Кадр из фильма "Приключения Буратино"

«Приключения Буратино» (режиссёр Леонид Нечаев, 1975 год)

На первый взгляд кажется, что виртуозно работавший с детской аудиторией создатель киносказки подарил миру забавное повествование о том, как деревянная кукла обрела душу. На самом же деле, не менее интересна история антагониста Буратино (Дмитрий Иосифов), главного злодея – Карабаса Барабаса (Владимир Этуш).

Кадр из фильма "Приключения Буратино"
Кадр из фильма "Приключения Буратино"

Судя по разбросанным в фильме намёкам, Карабас уже много лет охотился за ускользающим из рук артефактом – Золотым ключиком. Этой его страстью с выгодой для себя пользовались все, кому не лень: криминальная разнополая братва – лиса Алиса (Елена Санаева) и кот Базилио (Ролан Быков), лже-целитель Дуремар (Владимир Басов), силовики - полицейские псы отсутствующего в кадре Тарабарского короля… Да и сам Буратино то и дело глумится над недогадливым конкурентом, особенно если чувствует себя неуязвимым.

Что же открывает Золотой ключик? К чему даёт доступ? В сказке Алексея Толстого за потайной дверью в каморке папы Карло (Николай Гринько) начиналась лестница, в конце которой был выход на сцену чудной красоты кукольного театра. На занавесе были изображены зигзаги молнии (кстати, эта скандинавская руна означает обеду не только над врагами, но и над собой). В фильме Нечаева совсем другая картина. Сказочные герои танцуют на сцене, а в зале сидят актёры-дети и аплодируют, каждый своему персонажу. Золотой ключ открыл портал, связанный с другим пространственно-временным измерением.

Не случайно, что последние минуты фильма мы видим не лица героев, а только их спины. Буратино с друзьями уходят, не оборачиваясь – им нечего оставить здешнему миру.