Монастыри ‒ крупнейшие «хозяева» крепостных на Руси! Сотни тысяч крестьян, безропотно трудились на благо духовенства. Забыв про Божьи заповеди, монахи повелевали своими «рабами». Покорных ‒ ждал тяжкий труд, строптивых ‒ истязания и каторга.
Крепостные и духовенство
Крестьяне стали передаваться монастырям, почти сразу же после Крещения Руси. Они обеспечивали духовенству безбедную жизнь. Позволяли монастырям скопить баснословные богатства. Владение сотнями тысяч крестьян, обеспечивало Церкви огромную власть и влияние. Ведь, их крепостные, безропотно выполняли все указания монастырских «хозяев».
Труд монастырских крепостных был тяжелым и изматывающим. Работали не только взрослые, но и дети. Крестьяне трудились с раннего утра и до позднего вечера. Про выходные, крепостные не смели и мечтать. Непокорных ‒ истязали и отправляли на каторгу, а беглых ‒ искали и возвращали.
Духовенство на Руси считало, что «шалости» мужа с женой, нужны лишь для…
Но, отнюдь не все монастырские крестьяне безропотно терпели свою участь. Тем более, что жизнь под «пятой» духовенства, отнюдь не была манной небесной. Известны волнения крепостных, принадлежавших Иосифо-Волоколамском, Антониево-Сийском монастырям, прочим обителям. Участвовали монастырские крестьяне и в восстании Степана Разина.
Монастырям, в середине XVII столетия, принадлежали около 120 тыс. крестьянских семей. На момент упразднения монастырских крестьян в XVIII веке, обители владели более 2 млн. душ.
Как жилось монастырским крепостным?
Жизнь монастырских крестьян, отнюдь не легче участи крепостных, принадлежавших дворянам. Ими выполнялись все хозяйственные работы. Им приходилось отрабатывать тяжелую барщину и платить немалый оброк. Их «хозяева» на знали снисхождения. Так, крепостные одного из монастырей жаловались, что «держит их в цепях и железах недель по пяти и больше».
Смотрите в видео, в чем же истинный смысл Крестовых походов!
Вот что «Санкции животворящие» делают! Или: как Батька про интеграцию с Россией заговорил!
Оброк выплачивался деньгами или натурой. Порой, крестьянам приходилось отдавать обителям до половины урожая. Помимо монастырских налогов, крепостные исправляли и государственное тягло.
И если ранее устанавливались особые (юбилейные) годы, в которые крестьяне освобождались от барщины и оброка, а государственное тягло возлагалось непосредственно на духовенство, то впоследствии, их отменили.
Интересный тест!
Духовенство отнюдь не было добрыми и милостивыми «хозяевами». Нередко, их крепостным жилось хуже, чем их собратьям, принадлежавшим дворянам.
Источники инфо для статьи: И. Смолич «Русское монашество в 988—1917 годах», Н. Горская «Монастырские крестьяне Центральной России в XVII веке»