Найти в Дзене

Самая крупная операция советских плавающих танков в Великой Отечественной войне

Про участие плавающих танков Красной Армии в Великой Отечественной войне написано очень мало. Они слишком быстро исчезли с полей сражений, не очень себя оправдав.

Тем не менее последняя операция с их участием, причём самая крупная, приходится аж на вторую половину 1944 года.

Собственно, раз есть плавающие танки, то надо же их использовать именно в этом качестве.

Правда, попытка использовать относительно массово (почти три десятка машин) плавающие танки для форсирования Невы в боевой обстановке в сентябре 1942 года убедила советское командование, что машины эти уже безнадежно устарели. И использовать их можно лишь для каких-то второстепенных задач, вроде охраны и связи.

И поскольку малые плавающие танки вывели из первой линии и в бой более не отправляли, то на Ленинградском и Карельском фронтах они сохранились ещё и до самого конца войны.

А потом про них вспомнили, нашлась работа. В войне против финской армии. Штурмовать финские позиции с их помощью, конечно, не планировали, но для разведки в крае болот и озёр, где шли боевые действия, такие плавающие танки были в самый раз. Правда, у плавающих танков появились серьёзные конкуренты, отдельные моторизованные батальоны Особого Назначения, укомплектованные лендлизовскими амфибиями «Ford GPA», по сотне на батальон. В операции приняли участие два таких батальона: 275-й и 284-й.

Плавающими же танками полностью укомплектовали 92-й отдельный танковый полк. Правда, в РККА тех времён, танковый полк был больше похож в лучшем случае на батальон. В 92-м полку было четыре танковых роты, всего 40 танков: 13 Т-38 и 27 Т-37.

Повоевать полку пришлось в самом начале Свирско-Петрозаводской наступательной операции.

-2

Основной удар в этой операции наносился 7-й армией, вспомогательный — 32-й армией. 7-я армия, начавшая войну чуть ли не самой слабой, и в середине лета 44-го года имевшей три стрелковые дивизии, три бригады и два укрепрайона, к этой операции была усилена до предела.

В составе армии стало 3 стрелковых корпуса, 12 стрелковых дивизий, 3 стрелковых бригады, 2 УРа, 2 танковых бригады, 3 танковых и 6 самоходно-артиллерийских полков, 2 моторизованных батальона ОСНАЗ, 14 артиллерийских и 8 миномётных полков, 1 артиллерийская бригада большой мощности, 2 бригады и 3 полка «Катюш», 2 штурмовые и 1 моторизованная инженерная бригады. Всего 137197 человек, 234 танка и САУ, 258 тяжёлых и 258 тяжёлых орудий, 442 противотанковых орудия, 1198 миномётов. С воздуха должны были поддерживать 588 самолётов 7-й Воздушной армии. Войск было даже слишком много, потому уже в ходе операции один корпус, остававшийся в резерве из армии вывели. Правда, вместо него прислали другой, в составе трёх лыжных бригад.

Учитывая, что финны могли этому противопоставить три дивизии и одну бригаду, изрядно потрёпанные (по нашим данным около 20-30 тыс. человек, до 500 орудий и миномётов), то соотношение сил явно в нашу пользу.

Поскольку войска Ленинградского фронта успешно вели действия на Карельском перешейке, финское командование начало туда переброску всех возможных сил, в том числе и с участка 7-й армии. Потому пришлось переходить в наступление раньше запланированного срока, речь уже шла не столько о прорыве, сколько о преследовании.

92-й танковый полк были придан 99-й гвардейской стрелковой дивизии, танки были поровну распределены между 297-м и 303-м стрелковыми полками. И вместе с дивизией форсировал Свирь 21-го июня.

Во всех источниках указано, что полк потерял при форсировании Свири шесть танков, но откуда взялась эта цифра непонятно. Согласно документам самого полка и пр., утонули в Свири лишь две машины. Потом уже, 23-го июня, ещё один танк подорвался на мине. Этим, собственно, потери на данной стадии операции и исчерпывались, после форсирования Свири полк находился в резерве. Остальные машины выбывали из строя по техническим причинам. Чтобы как-то усилить полк, ему позже придали роту танков Т-70 (7 машин) и одну самоходку СУ-76. Потом полк ещё вёл боевые действия, и даже три машины Т-38 потерял, подорванными на минах. Но это уже, другая история.

-3

Мало где вспоминают, что плавающие танки во время этой операции были не только в 7-й армии. В составе 32-й армии был 90-й танковый полк, весь состоящий из «раритетов». В нём было к началу операции исправных 2 Т-28, 4 Т-26, 14 Т-30, 1 Т-60 и 1 Т-38, плюс в ремонте находились 1 Т-28, 4 Т-26, 1 Т-30 и 2 Т-38.

В целом, сама операция на Свири заслуживает отдельного описания, и, я, пожалуй, постараюсь о ней написать. Так что не забудьте подписаться на мой канал.

Как обычно, подборка архивных документов:

А пока очень рекомендую вам мою статью:

Как горные стрелки оказались на защите Ленинграда?