Найти тему

Как Линч чуть было не снял 6-й эпизод «Звездных войн»

Оглавление
Дэвид за кадром «Внутренней Империи».
Дэвид за кадром «Внутренней Империи».

Как раз нарекли Линча главным сюрреалистом Америки, так он ни разу не дал повода в таком заявлении усомниться. За всю свою карьеру Линч, не изменяя себе, отказывался от установок и маркетинговых правил Голливуда, делая свое и исключительно по-своему! И даже не глядя на то, что каждый новый фильм за его авторством, к превеликому сожалению, терпел сокрушительный крах по части сборов, Дэвид из каждого нового раза выносил, хоть и спорную, но выгоду - то самое нарицательное прозвище «главного сюрреалиста Америки». Много ли в таком «профита», скажите вы? Ну, как поглядеть, ведь однажды, терзая свою фантасмагоричную душу в раздумьях, куда же вести свой новый авторский проект «Внутренняя Империя» - в Каннны, или лучше бы в Венецию, - из той самой Венеции пришла весточка, суть которой гласит:

«Езжай-ка к нам, товарищ Линч, мы уже и «Золотого Льва» для тебя вылили».
Авторская интерпретация.

Ну, Линч и отправился туда — на Венецианский кинофестиваль, шокировать общественность, жюри и прочих критиков своим новым творением, снятым им же на ручную камеру, заведомо грея и восхищая свою душу и талант преждевременно выписанной наградой (и совершенно заслуженно, хотелось бы подчеркнуть). Говоря о том творении, то производственная группа, конечно, у «Внутренней Империи» занимательная: продюсированием, постановкой, написанием музыки, выставлением света, поиском локаций под съемку и самой съемкой заправлял... сам Дэвид Линч! Невероятно, а как удобно и дешево-то, а! Еще и этот Лев, ух!

Кадр из киноленты «Внутренняя Империя».
Кадр из киноленты «Внутренняя Империя».

Что до самой награды, то вы можете возразите, что «Золотой Лев» не чета тому же золотому пареньку, вручаемого академией «Оскар». Что ж, Дэвид в прошлом году и его получил (за ощутимый вклад в кинематограф), признав, что у академии довольно «интересный вкус».

Но, упрямо заверяя, что Линч ни разу и не прогнулся под материальным гнетом или воплями продюсеров или той же студии, то тут, признаюсь, лгу нагло. Дэвид ведь не сразу стал фигурой и иконой в индустрии кино, он ведь также был зеленоват в этой сфере, был молодым, наивным, но страстным и тягостным к этому делу. И когда условный, - но весьма явный, - Дино Де Лаурентис водит у носа юного режиссера, преисполненного безумными задумками и очерками, шестью миллионами долларов... То здесь, при таких уж жирных раскладах, но, безусловно, поскрипывая зубами, да пойдешь на сделку и согласишься, при каком любом и откровенно тупом бзике «мецената», что подрезать, укоротить в этом вашем «Синем бархате»; нет, ну шесть миллионов, это ж развернуться как можно!

Кадр из кинофильма «Синий бархат».
Кадр из кинофильма «Синий бархат».

Когда в бюджет полнометражного дебюта «Голова-ластик» входили только знакомые Линча и три бутылочки местного разливного Филадельфии, а сам процесс на семь лет в итоге растянулся, то, волей не волей, но клюнешь на хитрого и опытного голливудского жука Де Лаурентис.

А еще ж и то происшествие с «Дюной»... Но, слава Богу, инцидент с «Дюной» как раз-таки перекликается с заявленным в заголовке случаем: как Линч чуть было не снял «Возвращение джедая».

Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая».
Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая».

Предложение, от которого разыгралась мигрень.

Восхитив Кубрика «Головой-ластиком», а затем и мир «Человеком-слоном», который, обращаясь к прологу статьи, получил целых 8 номинаций на «Оскар» и заделал далеко не скромную кассу, несложно будет понять Лукаса, искавшего грозное имя для производства шестого эпизода в саге о звездных войнах в далекой галактике. И вот, на волне успеха «Человека-слона», Джордж Лукас набрал Дэвиду с предложением поставить «Возвращение джедая».

Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая».
Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая».

Как заверяет Линч, на момент разговора по телефону у него было ноль интереса к предлагаемой афере, да и к проекту о пострелушках в космосе в целом. Однако встреча меж Дэвидом и Джорджем все-таки состоялась. Как отмечает Линч:

«[...] я всегда восхищался Джорджем, ведь он занимается тем, что сам любит, и я делаю то, что люблю, но с одной лишь только разницей: то, что любит Джордж, делает сотни миллионов долларов. Посему я и решил с ним встретится».

Дэвид отправился на студию к Лукасу.

«Меня провели в офис, там сидел Джордж. Он и говорит: «Мне хотелось бы показать тебе кое-что». И, по-моему, именно в тот момент у меня начала болеть голова. Мы с Джорджем поднялись наверх и он показал мне этих существ, Вуки. В этоn момент, признаюсь, головная боль только усилилась».

Затем Линч и Лукас отправились в ресторан на феррари Джорджа.

«[...] вот мы в ресторане. А я не то, чтобы не люблю салат, но у них там не было ничего кроме салата (смеется). И к этому моменту головная боль превратилась в настоящую мигрень. И я мог думать только о том, чтобы поскорее попасть домой. Еще даже не добравшись до дома, я вполз в телефонную будку поблизости, позвонил своему агенту и сказал ему: «я ни за что и ни про что не стану заниматься этим фильмов».

Отказавшись от предложения, Линч клянется, что на следующий же день перезвонил Лукасу и поинтересовался у того, почему бы ему самому не поставить фильм, ведь он знает абсолютно все о вселенной «Звездных Воин»; тот ему объяснил, что не любит лично заниматься режиссурой.

Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая».
Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая».

Затем Линч позвонил своему адвокату рассказать о случившемся, на что тот ему заявил, что Дэвид потерял - только Богу известную - кучу миллионов и миллионов долларов!

«Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая» был поставлен Ричардом Маркуандом, снявшего до этого лишь малобюджетный ужастик «Наследие» и триллер «Ушко иголки». Шестой эпизод возымел меньший прокатный успех и менее теплые отзывы, чем два предыдущих фильма в серии.

Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая».
Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая».

Перспектива успеха?

Копировать чей-то стиль Линч считал непомерно глупым и скучным занятием. Говорил так:

«[...] научную фантастику я никогда особо не жаловал. Элементы Sci-Fi мне интересны, конечно, но в связке с элементами других жанров. Да и потом, откровенно говоря, «Звездные войны» – это сугубо «лукасовская» штуковина».

Однако, после отказа Лукасу, Дэвид позволил втянуть себя в адаптацию фантезийного романа Фрэна Герберта «Дюна», да и к тому же втянуть себя в качестве режиссера-постановщика. Что так завлекло его в предложении киномагната де Лаурентиса? Возможно, первобытность романа, ведь, как-никак, но до Линча на экранах уже мелькало два эпизода звездной саги, а «Дюна» была в то время в диковинку для массового зрителя. Еще ж и 40-миллионный бюджет, выделенный на проект! Но у судьбы были иные планы на производство и финальный монтаж и зрителю результат не пришелся по вкусу, — «Дюна» в прокате провалилась с каким-то сокрушительным треском.

Таким образом, возможная дорога в мейнстрим для Дэвида Линча была уже под пятью печатями, и это даже не взирая ни на его предпочтения, и, вообщем-то, какие-либо рвения за эти самые врата финансового успеха и всеобщей популярности.

Дэвид со съемочной командой «Внутренней Империи».
Дэвид со съемочной командой «Внутренней Империи».

Линч продолжил идти по малопопулярный стезе, снимая сугубо авторское кино, где конечный монтаж и слово — за творцом. В итоге, совершенно неосознанно, но он добрел до признания и зрительским симпатиям, и сделал он это по-своему: изощрено и поистине странным способом.

На этом все! Читайте также:

Как американцы убили «Однажды в Америке» Серджио Леоне;

9 фильмов, неожиданно снятых по книгам;

Как «Обыкновенный фашизм» угодил под советскую цензуру.

Подпишитесь на канал, дабы не пропустить будущие подборки и статьи. Отбейте сердечко/лайк и оставьте пару закорючек в комментариях о своем отношении к творчеству Линча и Лукаса. С радостью прогляжу!