На самом деле это была большая серия экспериментов, первый из которых был описан в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета. Милгрему было интересно, как могло случиться так, что в образованной и культурной Германии ХХ века миллионы людей участвовали в чудовищных преступлениях нацистов. Свой эксперимент ученый планировал именно для Германии, но после первых же опытов в США оказалось, что можно никуда не ехать. Люди оказались везде одинаковы...
В эксперименте участвовали три человека: экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.
«Учитель» и «ученик» находились в разных комнатах, однако «учитель» мог слышать как «ученик» реагировал на «удары током». На самом деле этих ударов не было, но актер, игравший «ученика» звуками имитировал боль, мог жаловаться на состояние своего сердца, требовать прекращения эксперимента, но не мог ругаться или угрожать.
Со стороны «учителя» все было сделано так, чтобы создать иллюзию настоящих разрядов тока. «Учитель» получал один демонстрационный удар током, после чего был уверен в том, что всё происходит по-настоящему. В его комнате находился большой аппарат, на панели которого были размещены 30 переключателей от 15 до 450 В, с шагом в 15 В. Экспериментатор пояснял «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей через тело ученика проходит электрический ток соответствующего напряжения.
При каждом следующем ошибочном ответе следовало делать все более сильный электрический удар.
Естественно, когда «ученик» начинал кричать от боли и даже требовать прекращения эксперимента, «учитель» обычно в нерешительности останавливался.
Тогда экспериментатор требовал продолжения одной из заготовленных фраз:
1. «Пожалуйста, продолжайте»;
2. «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»;
3. «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»;
4. «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».
Кроме того, экспериментатор мог утверждать, что он сам несёт ответственность, если с «учеником» что-либо случится.
Если все же после четвертой заготовленной фразы «учитель» отказывался продолжать, эксперимент прерывался.
Предположения
До начала эксперимента Милгрем опросил группу студентов-выпукников Йельского университета. Большинство опрошенных предположили, что не более одного-двух процентов всех испытуемых будут столь жестоки, чтобы идти до конца шкалы в 450 вольт.
Также были опрошены 39 психиатров. Они дали ещё менее верный прогноз, предположив, что продолжат эксперимент до половины напряжения (225 В) не более 20 % испытуемых и лишь один из тысячи повысит напряжение до предела.
Результаты
Результаты оказались шокирующими: 65% испытуемых потели, переживали, жалели, что согласились участвовать, но все же … дошли до конца и били «ученика» вплоть до максимального напряжения в 450 вольт!..
13 % остановились на напряжении в 300 В, 22% - между 315 и 375 В…
Попытки объяснения чудовищной жестокости
Было высказано несколько предположений:
- Испытуемых «гипнотизировал» авторитет Йельского университета.
- Все испытуемые были мужчинами, поэтому имели биологическую склонность к агрессивным действиям.
- Испытуемые не понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «ученикам» столь мощные электрические разряды.
- Испытуемые просто имели склонность к садизму.
Все эти объяснения оказались несостоятельными в ходе многочисленных последующих экспериментов не только в США, но и в Германии, Голландии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, при этом везде результаты оказывались такими же, как самый первый в Йельском университете.
Оказалось, что Результаты не зависели от авторитета университета, не зависели от пола. «Учителя»-женщины вели себя точно так же, как и мужчины в первом эксперименте Милгрэма.
Люди осознавали опасность электрического тока для «ученика», тем более, что «ученик» жаловался на боли в сердце, а при самых сильных ударах тока вообще переставал подавать признаки жизни. Несмотря на все это, 65% «учителей» все равно шли до конца…
Наконец, испытуемые не были садистами. Это были самые обычные люди. Такие же как мы с вами…
Кстати, примерно такие же печальные выводы можно сделать после эксперимента Марины Абрамович.
Как все же объясняется столь страшная жестокость людей, независимо от их культуры, воспитания, образования и т.п.?
Объяснение находится в падшей греховной природе человека:
«Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9).
Можно ли что-то сделать со своим сердцем? Самому человеку это невозможно, но возможно Богу, Который отдал за нас Своего Сына, чтобы духовно возродить нас и дать нам новую природу и новую жизнь!