Найти тему
Синий Сайт

Итак, вы хотите быть писателем? Язык и сюжет

«Я полагаю, что сюжет — последнее прибежище хорошего писателя и первый выбор бездаря».

Стивен Кинг

В хорошей истории сюжет отходит на второй план, потому что то, что происходит, никогда не бывает так интересно, как то, как оно происходит. Иллюстрация: Янне Иивонен
В хорошей истории сюжет отходит на второй план, потому что то, что происходит, никогда не бывает так интересно, как то, как оно происходит. Иллюстрация: Янне Иивонен

Мы — преподаватели, редакторы, агенты, читатели часто делаем ошибку, слишком концентрируясь на сюжете: это же ведь не главное в литературном произведении. Сюжет, конечно, имеет огромное значение, но он всегда подчиняется языку. В хорошей истории сюжет отходит на второй план, потому что то, что происходит, никогда не бывает так интересно, как то, как оно происходит. А вот как оно происходит, фиксируется именно языком, посредством языка воображение переводит написанное в действие.

Сыграйте музыку, молодой маэстро, прошу вас. Сыграйте так, как никто никогда не играл этого раньше. Остановите время. Торжествуйте. Потрясите основы. Пусть тиканье каждой секунды длится час или больше. Совершите прыжок в прошлое. Обернитесь в памяти. Будьте в двух или трёх местах одновременно. Делайте всё, что нужно вам.

Может быть, в наши дни мы заболели сюжетоманьячеством. Посмотрим правде в глаза, сюжеты хороши для фильмов, но чрезмерная их продуманность, как правило, портит книги. Итак, сдуйте свой сюжет. Прислушайтесь к спокойной линии. Любой может рассказать большую историю, но не каждый может прошептать на ухо что-то замечательное. В мире кино нужна мотивация, которая приведёт к действию, но в литературе к действию ведёт противоречие. И оно же ведёт к бездействию. Нет ничего лучше, чем эффектное бездействие. Нет ничего более эффективного, чем персонаж, в мгновение парализованный жизнью.

В одном из величайших романов [«Улисс» Джеймса Джойса — прим. перев.] очень мало очевидного сюжета. Рогоносец двадцать четыре часа скитается по Дублину. Ни перестрелок, ни идиотской стрельбы, ни автокатастроф (хотя в воздух запускается банка для печенья). Вместо этого мы имеем обширный конспект человеческого опыта.

Тем не менее, всё это не отменяет того факта, что каждая когда-либо рассказанная история имеет сюжет (в том числе, и « Улисс», в котором, возможно, больше сюжета, чем в любой другой книге).

Совет 1: «Нет никаких правил»

Совет 2: «Ваша первая строка»

Совет 3: «Не пишите того, о чём знаете»

Совет 4: «Ужас пустой страницы»

Совет 5: «Создание персонажа»

Совет 6: «Написание диалога»

Совет 7: «В поисках структуры»

Совет 8: «Язык и сюжет»

Совет 9: «Пунктуация»

Совет 10: «Творческие исследования»

Совет 11: «Неудача, неудача, неудача»

© Колум Маккэн, «Итак, вы хотите быть писателем?». Переводил Тим Яланский для Синего Сайта