Испокон веков у коренного населения Северной Америки было две важнейших задачи — охота и собирательство. Причём если собирать дикие ягоды, стебли съедобных растений, корни, яйца птиц, желуди и семена отправлялись женщины (скво), то охота целиком и полностью ложилась на плечи мужчин.
До появления в Америке белого человека аборигены не имели ружей и лошадей. Поэтому для добычи мяса им приходилось тщательно изучать повадки животных и изготавливать орудия труда, применяя на практике знания предков.
Так каким же оружием пользовались индейцы на охоте и как его изготовляли? Со времён каменного века аборигены научились обрабатывать камень. Из бурого кремня или чёрного обсидиана искусно создавались наконечники стрел и копий, рыбацкие снасти, гарпуны и другие виды полезных инструментов и оружия. Причём качество изделий 30000-летней давности ничуть не хуже, чем у аналогичных вещей, сделанных краснокожими умельцами в XIX веке.
В данном контексте есть исключение. Дело в том, что в ранние периоды американской истории человек использовал для промысла каменный топор, дротик и копьё. Лук и стрелы коренные народы континента научились применять лишь около 500 года нашей эры.
Технология изготовления орудий выглядела так: От крупного камня откалывались мелкие фрагменты, затем с помощью другого камня осколкам придавалась форма. Далее края наконечников заострялись при помощи костяных скребков, а в финале производства производилась шлифовка и заточка с помощью обычного песка. Теперь дело оставалось за малым. Наконечники прикрепляли к древку или рукояти, используя сухожилия животных или природную смолу.
Качественно изготовить орудия недостаточно — нужно ещё научиться их использовать. Любой здоровый мужчина многочисленных племён был обязан уметь охотиться, иначе ему бы выдали смешное прозвище, наподобие "Трусливый скунс" и покрыли жгучим позором. Поэтому индейцы начинали обучение важному ремеслу с ранних лет. Как правило, безусые юнцы становились опытными добытчиками пищи, а о самых талантливых из них слагали легенды.
Добычу нужно выследить, поэтому североамериканские аборигены были ещё и первоклассными следопытами. Важное значение имели интуиция, непоколебимое спокойствие, выносливость, терпение, выдержка, маскировка и умение достичь полного единения с природой. Подобные навыки великолепно описаны в исторических романах выдающегося американского писателя Джеймса Фенимора Купера. Если кто-то о них не слышал, то настоятельно советую изучить.
Индейцы редко охотились в одиночку. Племя разделялось на несколько отрядов численностью около 100 человек. Каждой группой руководил опытный вождь, а сам процесс нередко затягивался на несколько дней или недель.
Искусный стрелок из лука запросто мог сразить движущуюся цель на расстоянии 45 метров. Но для того, чтобы расстояние до цели стало приемлемым необходимо либо догнать добычу, либо тихо подкрасться к ней. Крупные животные были устойчивы к стрелам, поэтому их сражали ещё и толстым копьём.
Самым популярным способом охоты был метод загона. Индейский отряд непрерывно шёл по пятам зверей до тех пор, пока не загонял их в удобное место, как правило, обрыв каньона, узкое ущелье или берега озёр и рек. Затем в ход шли уже известные дротики, стрелы и копья. Этот метод подтверждают археологи, нашедшие в подобных местах огромное количество сломанных наконечников и груду костей.
Для охоты на бизонов некоторые племена применяли хитрую ловушку "бизоний трамплин". Рядом с обрывом каньонов заблаговременно сооружалась специальная дорожка, ограниченная с двух сторон крупными валунами. Стадо загонялось в узкий проход и испуганным бизонам ничего не оставалось, кроме как падать с разбегу в пропасть. Таким образом, значительно экономились наконечники оружия.
Добытчики умело пользовались приманками и ловушками. Они рыли ловчие ямы и маскировали их сверху свежей травой, а для ловли зайцев использовали плетёную сеть. При охоте на оленей хитроумные индейцы отбивали свой запах, надев на себя шкуру объекта охоты. Это позволяло им смешаться со стадом.
Племена ирокезов пользовались длинной трубкой (около 2,3 м.), заряженной отравленной стрелой. С её помощью поражали водоплавающих птиц. Кроме того опытные ныряльщики прикрепляли к макушке головы чучело птицы и, дыша через длинную соломину тростника, ныряли под воду и вплотную подплывали к беспечной добыче.
Индейцы, которым посчастливилось жить на берегах рек и Великих озёр находили пищу и в воде. Проще всего было добыть рыбу с помощью специального зелья. Смесь из ядовитых трав рыбаки кидали в воду. Рыба глотала угощение и всплывала на поверхность. Голодным людям оставалось только подплыть к ней на каноэ и собрать.
Древние рыболовы использовали леску, поплавок, костяной крючок и уду. Самые терпеливые мужчины забредали на отмель и застывали, как истуканы. Спустя некоторое время, ничего не подозревающая рыба подплывала к индейцу, и он насаживал её на тонкое копьё, либо ловил голыми руками.
Для крупного лова аборигены Америки сооружали специальные мели, плотины и запруды. В них загонялись крупные косяки, где те попадали в ловушку. В густонаселённых племенах использовался огромный невод (бредень), сплетённый из ивовых прутьев и вьющихся растений. Таскать подобную снасть могли лишь десятки, а иногда и сотни человек.
С приходом европейцев у коренных народов Северной Америки появились ружья, лошади и изделия из металла. Это сильно упростило охоту, но это уже совсем другая история.