Каждый год сотни выпускников Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова разлетаются по белу свету. Престижный диплом под брендом «Макаровки» открывают им дорогу на суда ведущих судоходных компаний мира. И, наверняка, воспитанники при случае смогут блеснуть не только знаниями профессиональными, но и историческими, касающимися интересных фактов из жизни знаменитого адмирала, имя которого носит их «альма-матер». А если «макаровец» хорошо знает историю, то расскажет о подвигах Степана Осиповича Макарова не только на море, но и на суше. В частности история о том, каким образом тогда ещё капитан 2-го ранга С.О. Макаров стоял у истоков Закаспийской железной дороги, заслуживает особого внимания.
1881 год, Средняя Азия. Русской армии предстоял изнурительный бросок от Каспийского моря до Геок-Тепе - последнего оплота сопротивления непокорных текинцев. Провал военной операции обошёлся бы слишком дорого России. С юга поджимали англичане, которым очень хотелось выйти к Каспийскому морю. Александр II хорошо понимал всю серьёзность положения и не собирался сидеть, сложа руки. Россия должна закрепиться на юге! Выполнение этой задачи легло на генерала М.Д. Скобелева. А Михаил Дмитриевич пригласил принять участие в походе только проверенных людей. Он приметил капитана 2-го ранга С.О. Макарова еще во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. «Такой человек лишним не будет», - подумал он и не ошибся.
В этой экспедиции Макарову поручалось наладить связь Астрахани и Баку с юго-восточным берегом Каспийского моря, с чем Степан Осипович успешно справился и организовал переправу русской армии через Каспий. Когда встал вопрос о строительстве железной дороги, он предложил вести её не от Красноводска, как планировалось, а от Михайловского залива, что было дешевле и быстрее. Само по себе решение по прокладке железнодорожных путей иначе как революционным не назовёшь. Железнодорожная сеть на тот момент в России никак не развивалась. Виной тому – весьма затратная русско-турецкая война. Тем не менее, у Скобелева другого выхода не было. Верблюды не справлялись с нагрузками. Тысячи трупов «кораблей пустыни» уже дополнили пустынный пейзаж.
Сказано – сделано. И работа закипела. Дельцы и проходимцы, узнавшие, что всем будет заведовать честный и строгий генерал Скобелев, испарились, остались только надёжные подрядчики. Это потом Закаспийская железная дорога протянется на многие сотни верст, а в 1918 году на 207 ее версте расстреляют 26 бакинских комиссаров, а пока были одни только трудности. Шпалы, рельсы, лес, вагоны, паровозы и т.д. с неба сами не падают. Их как-то нужно доставлять, и при сложившихся обстоятельствах - только морем. Флигель-адъютант Макаров не только мобилизовал все наличные плавсредства Каспийского моря, но и зафрахтовал свыше ста парусных шхун. Ежедневно к месту назначения прибывали суда с необходимым грузом. Строительство железной дороги шло форсированными темпами. Вместе с дорогой в пустынный край шла и цивилизация. Прокладывались телеграфные линии. А уже через месяц по рельсам застучали колёса первых составов, везущих продовольствие и оружие для русских войск.
Кроме того, Макаров провёл обследование мелководной извилистой реки Атрек в целях возможных дополнительных путей сообщений для доставки грузов. Пройдя с товарищами нелёгкий путь, он дал подробное естественно-историческое описание реки, а также установил её транспортные возможности. Оказалось, что зимой и весной по Атреку вполне можно беспрепятственно водить небольшие гружёные суда. Во время похода были также обнаружены нефтяные источники. У него сразу же возникла идея о переходе на нефтяное отопление судов военного флота.
Отличился С.О. Макаров и в военных действиях на суше. Он сформировал небольшой отряд моряков и морскую артиллерийскую батарею, которые принимали активное участие во всех боевых атаках. Моряки при ведении наступательных действий шли в составе передовых сил, а при отступлении – в арьергарде, прикрывая отход русских войск. За отличие в боевых действиях 25 моряков получили георгиевские кресты.
12 января 1881 года, сломив ожесточённое сопротивление текинцев, русские войска взяли крепость и город Геок-Тепе. Затем пал и Ашхабад, представлявший в то время бедный аул с двумя тысячами жителей. На всё про всё из выделенных Александром II 40 млн. рублей ушло 13 млн. Успешный поход русских войск в Среднюю Азию обошёлся сравнительно малой кровью – потери составили 400 человек.
Вот так герои давно минувших дней на деле доказывали, что любое дело по плечу, коли действовать с умом и смекалкой и делать ставку на людей слова и чести.
Действия капитана 2-го ранга Макарова в Закаспийском крае еще раз показали, какой это был одаренный человек. Именно здесь, пожалуй, проявились самые яркие качества Макарова: инициатива, изобретательность, наблюдательность, новаторские способности, позволившие ему с блеском справиться поставленными задачами. На прощание в знак глубокого взаимного уважения Скобелев и Макаров обменялись Георгием 4-й степени. Степан Осипович не расставался со скобелевским Георгием до конца своих дней.
↑
Наверх