Найти тему
Stories и история

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ, или почему художник Верещагин уничтожал свои картины?

Оглавление

Хороший художник был Василий Васильевич Верещагин (1842-1904 гг.). Его называют художником-пацифистом, т.к. большинство его картин посвящено бесчеловечности и бессмысленности войны. "Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга", - говорил художник.

Самая известная из его картин - "Апофеоз войны" , написанная в 1871 году. Замечено, что это единственная картина, где художник написал то, чего сам в действительности не видел.

В.В. Верещагин. Апофеоз войны. Картина 1871 г.    (здесь и дальше изображения из открытых источников)
В.В. Верещагин. Апофеоз войны. Картина 1871 г. (здесь и дальше изображения из открытых источников)

Сюжет на тему разрушительных войн жестокого правителя Тамерлана. Изображенные на картине события восходят к XIV веку. Взяв в 1398 году крупнейший торговый город Индии Дели, Тамерлан приказал обезглавить 100 000 индийцев, а из их голов повелел соорудить огромные башни. Возвышались те башни наподобие пирамид, и, надо полагать, являлись символами славы полководца.

"Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга" (В.В. Верещагин).

На картине мы видим раскаленную пустыню, где, похоже, почти ничего не растет, а посреди - та самая пирамида из человеческих черепов. Причем они написаны так, что передают страх, ужас, страдание - чувства, которые пережили люди перед смертью. И даже возможно увидеть, от чего умер человек - была ли то пуля или сабельный удар.

Полуразрушенный город, пустыня, вороны - вот цена победы. Апофеоз войны.

"Апофеоз войны" - единственная из картин В.В. Верещагина, где художник написал то, чего не видел лично сам (события XIV века).

О войне Верещагин знал не понаслышке.

В.В. Верещагин в 1877-1878 гг.
В.В. Верещагин в 1877-1878 гг.

В 1867 году он по приглашению генерал-губернатора генерала К.П. Кауфмана поехал в Туркестанский край и состоял при губернаторе на должности художника. Россия в то время вела политику укрепления своих позиций в Азии. С 1864 года, по окончании Кавказской войны, началось присоединение среднеазиатских государств - Кокандского и Хивинского ханств, Бухарского эмирата - к России. Художник Верещагин прибыл в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года и успел поучаствовать в обороне крепости (и даже Святого Георгия 4-й степени за эту оборону получил).

Результатом среднеазиатской службы художника стали его знаменитые картины Туркестанской серии, такие, как, например: "Богатый киргизский охотник с соколом"; "Дети племени солонов"; "Двери Тимура", и др.; в том числе частью серии стали знаменитое полотно "Апофеоз войны" <эти и другие картины Туркестанской серии представлены здесь>.

В числе прочих была написана вот такая картина "Представляют трофеи":

В.В. Верещагин. Представляют трофеи. Картина 1972 г.
В.В. Верещагин. Представляют трофеи. Картина 1972 г.

Страшная картина - такая же, как картина "После удачи" (та даже еще более жуткая). Война в средней Азии во всей красе.

Как были восприняты картины современниками художника? Увы - как клевета (а злые языки страшнее пистолета иной раз). Журналисты писали о том, что настоящими героями картин Верещагина являются одерживающие победы туркмены, а "Апофеоз... " именно прославляет их подвиги. Упрекали его и в намеренном изображении кровавых подробностей. В результате художник даже уничтожил несколько своих картин, выставленных в 1873 году в Лондоне.

"До Верещагина все батальные картины, какие только можно было видеть у нас во дворцах, на выставках, в сущности, изображали шикарные парады и маневры, среди которых мчался на великолепном коне фельдмаршал со свитой ... Все так были приучены к изображениям войны исключительно в виде занятного, приглаженного и розового праздника, какой-то веселой с приключениями потехи, что никому и в голову не приходило, что на самом деле дело выглядит не так", - объяснил нелюбовь современников к картинам Верещагина русский художник, искусствовед А. Бенуа ( "История русской живописи"). Бенуа сравнил по силы воздействия картины Верещагина с произведениями Л.Н. Толстого: "Толстой в своем "Севастополе" и в "Войне и мире" разрушил эти иллюзии, а Верещагин повторил затем в живописи то, что было сделано Толстым в литературе. Естественно, что когда вместо чистоплотных картинок Виллевальде русская публика увидала картины Верещагина, вдруг так просто, цинично разоблачившего войну и показавшего ее грязным, отвратительным, мрачным и колоссальным злодейством, что публика завопила на все лады и принялась всеми силами ненавидеть и любить такого смельчака".

Молва даже пыталась обвинить в уничтожении картин Александра II, мол, это он выразил неудовольствие изображенным (это неправда).

Потом была еще одна война, русско-турецкая 1877-1878 гг. Художник в очередной раз пишет сильные картины: "Перевязочный пункт под Плевной" (справедливая вроде бы война, но сколько жертв), "Побежденные. Панихида" (та же война, то же обилие жертв), "Людоед".

"До Верещагина все батальные картины, какие только можно было видеть у нас во дворцах, на выставках, в сущности, изображали шикарные парады и маневры, среди которых мчался на великолепном коне фельдмаршал со свитой" (А. Бенуа)

Вот эту картину рассмотрим особо.

В.В. Верещагин. Людоед. Картина к. 1870-х - н. 1880-х гг.
В.В. Верещагин. Людоед. Картина к. 1870-х - н. 1880-х гг.

На картине изображен погибший солдат, ставший пищей для хищных зверей. Бессмысленный финал одной человеческой жизни. Не имеет значения, в какой он военной форме, в какой армии и какому царю служил. Это ли не бессмысленность войны?

Одно время Верещагин даже решил не писать о войне. Он путешествует: Ближний Восток, Индия, Япония...

Но, видно, не писать по своей теме не смог. В промежутке между войнами в 1901 г. В.В. Верещагин создает картины "Письмо к матери", "Письмо прервано" и "Письмо осталось неоконченным".

В.В. Верещагин. "Письмо осталось неоконченным". Картина 1901 г.
В.В. Верещагин. "Письмо осталось неоконченным". Картина 1901 г.

Сюжет ясен, не так ли?

В 1904 г. началась русско-японская война. Эта, третья по счету война художника, его убила.

В самом начале войны Верещагин снова получил предложение - на этот раз от вице-адмирала С. О. Макарова. В задачи художника входило оказывать адмиралу сопровождение и писать картины. Но 31 марта 1904 года броненосец "Петропавловск" подорвался на мине. И адмирал, и художник погибли.

Вернемся к "Апофеозу войны".

Интересно, что для этой картины художник попросил сделать на раме надпись: "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим". Главная идея картины - это цена, которую пришлось заплатить за победу.

"Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим", - надпись на раме картины В.В. Верещагина "Апофеоз войны".

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе и делитесь этой статьей со своими друзьями!

Читайте еще: Человек БЕЗ ЛИЦА на картине Репина

И все-таки они свободны. О чем рассказала картина