Найти в Дзене

Сотрудники-воры: ловим на горячем

Оглавление

Наш русский менталитет загадочен и неповторим, и среди сотен его граней есть та, что любима многими россиянами — «взять все, что плохо лежит». При этом совершенно не имеет значения, необходима вещь или нет. Просто ее можно взять — я не возьму, заберет другой.

Итак, друзья, сегодня я хочу предложить вам тему воровства, или, как любят говорить некоторые, присваивания.

Кто больше ворует в магазине
Кто больше ворует в магазине

Удивительная статистика, не так ли? Оказывается, в совокупности наибольший ущерб магазинам наносят именно собственные сотрудники. И дело не просто в магазинах — то же самое происходит везде. С кондитерских фабрик выносят продукты, из больниц несут домой перчатки и дезинфицирующие средства, в ИТ-компаниях тырят флешки, ручки, блокноты, папки. На крупных производствах для этого в Союзе даже придумали специальный термин — несун. Гуталин, цветмет, ткани, инструменты, спецодежда, спирт — несуны на производстве тащили все, что только могло помочь «сэкономить», а потом распределяли добро за деньги среди своих. СССР давно развалился, а вот привычка никуда не делась.

Почему сотрудники воруют?

Основная причина озвучена выше. Из остальных:

  • уверенность, что не поймают, а главное — не докажут;
  • знание существующих изъянов в системе контроля и учета;
  • системное воровство — все так делают;
  • низкий доход;
  • неприязнь к начальству;
  • «одалживание» на время;
  • изначальная «нечистоплотность»;
  • любая зависимость, на которую регулярно требуются деньги.
-2

Поработав немного, освоившись, сотрудник замечает, что определенные товары можно забрать домой, причем никто не поймет, куда исчезла продукция. Уверенность придает обнаружение нескольких пропаж — значит, уже кто-то так делал и его не поймали. Дай-ка и я возьму. Бывает, что подначивают и коллеги — бери, спишем потом. Часто старенькие свысока поучают новеньких «как надо, чтобы не проколоться». Потом человек приносит домой лишнее мыло или коробку с перчатками и радуется своей хозяйственности — вот, мол, сэкономил. И уже не вор получается, а добытчик. Или добытчица — такое тоже случается :).

Как воруют

В России сотрудники воруют с изыском. Нам ведь как надо— не просто, чтобы забрать, а с хитринкой, чтобы потом погордиться своей изобретательностью.

Представьте ситуацию — у вас регулярно появляется продукция с браком, неважно, по какой причине — повредилась упаковка при транспортировке, пропал товарный вид. Что делает предприниматель, заботливый начальник? Правильно, разрешает забрать сотрудникам товар домой.

Что делают умные сотрудники? Начинают намеренно портить товар. Иные идут еще дальше — отправляют некачественные изделия клиентам, а себе забирают нормальные.

По опыту крупных предприятий, стоит ввести жесткое уничтожение бракованной продукции — сразу исчезнет мотивация портить и тырить, и брак сократится в разы.

Есть и не менее изощренные методики «присваивания»:

  • воровство продукции, выделенной для рекламы, акционных подарков, бесплатной дегустации и пр.;
  • жалобы на большее количество воров среди покупателей;
  • заказ товара с истекающим сроком годности с последующим списыванием;
  • сговор с охраной (с последующим дележом прибыли);
  • забор продуктов с конвейерной ленты.

Что делать, если воруют все и везде

В реальности из-за того, что сотрудники воруют в магазине или на предприятии, может разориться целая компания — истории известны такие случаи. Однако искоренить проблему очень трудно. Иногда трудящиеся воспринимают появляющиеся препятствия как вызов. Случается, что затраты на устранение проблемы могут превысить ущерб от самого воровства.

Если вы решили взяться за проблему, нужно запомнить три принципа.

Первое. Жёсткий контроль за товаром на всех этапах его движения. Тот случай, когда не грех и камеры поставить, хотя я обычно против этого.

Второе. Системность и регулярность контроля. Не так, что одна ревизия в месяц, а до следующего месяца и трава не расти.

Третье. Наказуемость. Поймали вора среди сотрудников? Осветите факт поимки и наказания среди остальных, чтобы было неповадно. Наказание должно быть серьёзным, чтобы человек не расслабился, а задумался в следующий раз, стоит ли вообще брать.

Способы искоренения:

  1. Пригласить сторонних специалистов. Есть фирмы, которые плотно занимаются такими вещами. Они проведут анализ передвижения продукции, уберут лишние этапы, «дырки» в защите, реорганизуют рабочий процесс.
  2. Разработать систему учета. Очень важно проследить, чтобы все реализовывалось не только на бумаге. Каждая товарная позиция должна лежать в строго отведенном месте, чтобы в любой момент руководитель мог проверить наличие и количество и сверить с записями.
  3. Внезапная инвентаризация. Неожиданные проверки будут сдерживать потенциальное воровство. Опасаясь разоблачения, сотрудники не рискнут лишний раз взять что-то с рабочего места.
  4. Автоматизация. Перенос данных о товарах в электронные системы часто сильно затрудняет кражи.
  5. Коллективная ответственность. Очень эффективно в случаях круговой поруки. После каждой ревизии недостача делится на всех сотрудников. Те, кто не хочет платить за других, будут явно выражать свое недовольство, и сотрудники воры будут вынуждены остановиться. Однако это работает только в крупных коллективах. Там, где трудится 2-3 человека, применять не рекомендуется по понятным причинам — один будет воровать, а второй платить.
  6. Отсеивание склонных к воровству на этапе приема на работу или, как минимум, обязательное информирование новичков об ответственности за кражи.
  7. Нацеливание внимания на тех, через кого проходят крупные партии товара или деньги.

И, конечно, обеспечить достойную зп, чтобы люди не брали то, что плохо лежит, в качестве доплаты за проделанную работу. Потому что основной процент воровства приходится именно на низкооплачиваемый персонал, которому зарплату платят на грани выживания.

Конечно, сотрудники воруют по самым разным причинам — из-за желания сэкономить, жадности, и даже — помните, как в 90е? — из-за безысходности. Иногда решить проблему помогает психология — если вы регулярно будете объяснять, что воровать себе дороже, превращать не украденный товар в приятные бонусы и премии, создавать здоровый психологический климат в компании, правильно вести политику кадровой безопасности, то можно свести процент краж к минимуму.

А вы брали что-нибудь с работы, кроме блокнотика и ручки?))) Страдали от действий других несунов?