Иоанн проповедовал крещение покаяния (Мф. 3:2) для прощения грехов (Мк. 1:4; Лк. 3:3). Хотя Евангелия и не сообщают, что его обращенные уверовали или каялись, в них подчеркивается, что они крестились (Мф. 3:6; Мк. 1:5; Лк. 3:21; Ин. 3:23; 4:1). Из факта их крещения мы должны заключить, что они верили его вести и каялись. Нигде не указывается, что Иоанн требовал от людей исповедания грехов, но они исповедовали их (Мф. 3:6).
Иисус повиновался тому крещению, которому учил Иоанн (Мф. 3:13-17). Иоанн засвидетельствовал, что через крещение Иисус был явлен Израилю (Ин. 1:31). Апостол Иоанн, вероятно, ссылался на крещение Иисуса, когда говорил: “Он есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию (и Духом), не водою только, но водою и кровию”; “И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь” (1 Ин. 5:6, 8).
Иисус, возможно, привел больше людей к крещению, чем Иоанн (Ин. 3:22, 26; 4:1). Евангелия говорят, что эти люди крестились, но мы не находим никаких письменных свидетельств тому, что они уверовали, покаялись и исповедали. Должны ли мы сделать вывод, что раз об этом не говорится особо, то они ничего этого не делали? И как можно умалять значение крещения, когда о нем говорится, а о других действиях нет?
Мы не можем с уверенностью утверждать, что апостолы крестились, но существуют косвенные свидетельства их крещения. Становившиеся учениками Иоанна и Иисуса принимали крещение (Ин. 4:1). Иисус выбрал апостолов из Своих учеников (Лк. 6:13), что должно указывать на то, что Он выбрал мужей, которые крестились, чтобы стать Его учениками.
КРЕЩЕНИЕ В КНИГЕ ДЕЯНИЙ
В некоторых случаях в Деяниях сказано, что люди уверовали и крестились, но при этом ничего не говорится об их покаянии и исповедании (за исключением исповедания эфиопского евнуха, если это свидетельство достоверно). Крещение упоминается рядом с верой (Деян. 8:12; 18:8); рядом с покаянием крещение встречается всего однажды (Деян. 2:38), а рядом с исповеданием - ни разу. В Деяниях вообще не отмечено, чтобы людям было велено исповедать Иисуса. Несомненно, когда говорится только о том, что люди уверовали или только крестились, покаяние и исповедание подразумеваются. Отсюда должно следовать, что, когда встречается слово “уверовать”, крещение также подразумевается - равно как и, когда говорится только о крещении, может подразумеваться вера людей в благую весть.
Если человек не может спастись без покаяния и исповедания, тогда почему эти действия не упоминаются вместо крещения всякий раз, когда люди откликались на проповедь об Иисусе? Если для спасения крещение не обязательно, почему же тогда о нем говорится так часто, а покаяние и исповедание (что большинство религиозных групп считают необходимыми для спасения) не упоминаются вовсе?
На основании книги Деяний можно провести некоторые сравнения:
А. Количество случаев, когда нехристианам было сказано делать следующее:
1. Уверовать - три (Деян. 8:37; 10:43; 16:31).
2. Покаяться - три (Деян. 3:19; 17:30; 26:20).
Покаяться и уверовать - ноль.
Покаяться и креститься - один (Деян. 2:38).
3. Креститься - три (Деян. 2:38; 10:48; 22:16).
Креститься и покаяться - один (Деян. 2:38).
Креститься и исповедать Иисуса - ноль.
4. Исповедать Иисуса - ноль.
Б. Количество случаев следующих немедленных ответов, засвидетельствованных Лукой:
1. Уверовали - двенадцать (Деян. 4:4; 8:12,13; 9:42;11:17, 21;13:12;13:48; 14:1; 17:12, 34; 18:8).
2. Крестились - девять (Деян. 2:41; 8:12, 13, 38; 9:18; 16:15, 33; 18:8; 19:5).
3. Покаялись - ноль.
4. Исповедали Христа - один (если 8:37 достоверно: иначе - ноль).
5. Уверовали и крестились - три (Деян. 8:12, 13; 18:8).
6. Покаялись и крестились - ноль.
7. Покаялись и исповедали Иисуса - ноль.
В. Количество описанных Лукой случаев следующих ответных действий со стороны тех, кто, повиновался евангелию:
1. Уверовали - тринадцать (Деян. 2:44; 4:32; 11:17; 14:23; 15:5; 16:1, 34; 18:27; 19:2, 18; 21:20, 25; 22:19).
2. Крестились - один (Деян. 8:16).
3. Покаялись - ноль.
4. Исповедали Иисуса - ноль.
Из этих сравнений видно, что в книге Деяний намного чаще говорится о том, что люди уверовали и крестились, чем о том, что они покаялись и исповедали Иисуса. О ставших христианами книга Деяний обычно говорит, что они уверовали и/или крестились; но ни в одном стихе не сказано, что они покаялись или исповедали Иисуса.
КРЕЩЕНИЕ В ПИСЬМАХ ПАВЛА
О новозаветном крещении Павел говорит в большинстве своих писем церквам (Рим. 6:3, 4; 1 Кор. 1:13-17; 12:13; Гал. 3:27; Еф. 4:5; Кол. 2:12). Он призывает членов церкви хранить верность Иисусу, что должно быть естественным результатом крещения. Павел связывает крещение с началом новой жизни (Рим. 6:4; Кол. 2:12, 13), прощением грехов (Кол. 2:13), облечением в Иисуса (Гал. 3:27) и единством верующих (1 Кор. 12:13; Гал. 3:27, 28; Еф. 4:1-6). Во всех этих случаях Павел говорит о крещении, но умалчивает о требовании веры, покаяния и исповедания. В других местах он, возможно, подразумевает крещение (Еф. 5:26; Тит. 3:5).
КРЕЩЕНИЕ В ПОСЛАНИЯХ ПЕТРА
Петр упоминает веру в глагольных формах четыре раза (1 Пет. 1:8, 21; 2:6, 7), как существительное - семь раз (1 Пет. 1:5, 7, 9, 21; 5:9; 2 Пет. 1:1, 5) - и только один раз в связи со спасением (1 Пет. 1:9). Один раз он говорит о покаянии (2 Пет. 3:9), которого, как он пишет, Бог желает от всех людей. И ни разу об исповедании Иисуса Божьим Сыном.
Он сравнивает спасение Ноя и его семьи с нашим спасением:
«...Бог терпеливо ждал, пока будет построен ковчег. Лишь немногие попали в него, всего восемь человек, и они спаслись по воде. Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас. Крещение - это не омовение тела от грязи, а просьба к Богу о чистой совести. Все это приходит через воскресение Иисуса Христа» (1 Пет. 3:20, 21; Современный Перевод).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впервые крещение было проповедано Иоанном, затем Иисусом, а потом апостолами и ранней церковью. После смерти Иисуса крещение принимали те, кто услышал благую весть, уверовал в Иисуса, покаялся в своих грехах и стремился к новым отношениям с Богом и к новой жизни. Крещение считалось тем моментом, когда посредством крови Иисуса исправлялись неверные отношения с Богом и когда начиналась новая жизнь.