Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Со времени окончания Валдайского оледенения Русская равнина была заселена древними прапредками славянских, в том числе и русского народа. «Валдайское оледенение случилось уже на человеческой памяти. Оно началось 65-60 тысяч лет назад, достигло максимума 20-18 тысяч лет назад, начало убывать 11,5 тысяч лет назад и 8 тысяч лет назад сошло на нет.» Даже, на до сих пор слабо изученном в плане археологии русском севере в Карелии найдена на сегодняшний день самая древняя гаплогруппа R1a c датировкой 7265±250 лет назад, которая была обнаружена на Южном Оленьем острове. Что по датировке близко к окончанию Валдайского оледенения (подробнее в моей статье «Прародина древних предков русских и ариев»)
Попробуем показать преемственность археологических культур на Русской равнине, и то что все это время древние предки русского народа жили на своей прародине.
В серии «Археология СССР», изданной в 1987 году о волосовской археологической культуре, которую сменила фатьяновская сказано: «Волосовская культура была впервые выделена В. А. Городцовым на основе раскопанных им Волосовской и Панфиловской стоянок (Городцов, 1915, 1926). Материалы, добытые в первой из них, он отнес к неолитическому времени (V тыс. до н. э.) и назвал эту культуру волосовской, а материалы второй датировал эпохой палеометалла (2500—2000 л. до н. э.) К концу 20-х годов разными исследователями были открыты новые стоянки этой культуры не только на Оке, но и на Верхней Волге, но лучше других они были изучены на Нижней Оке…. Вопросов волосовской культуры касался и П. Н. Третьяков (Третьяков П. Н., 1966). Он вслед за О. Н. Бадером связывал ее происхождение с уральско-камскими племенами. П. Н. Третьяков считал, что «расселение уральско - камских племен на Нижней Оке и Верхней Волге было, очевидно, не единичным явлением, не одной волной, а многократным процессом» (Третьяков П. Н., 1966, с. 55). Пётр Николаевич Третьяков доктор исторических наук, член-корреспондент АН СССР, археолог-славист создатель концепции этнического развития славян и их соседей.
В статье «Фатьяновцы: первые русские» (https://aquilaaquilonis.livejournal.com/852753.) говорится, что: «Прослеживается антропологическая близость между волосовцами и фатьяновцами: «Анализ краниологических остатков из погребений позволяет определить антропологический тип носителей волосовской культуры. Определимые остатки со стоянок Сахтыш 1 и 2 отнесены Г.В. Лебединской и Р.Я. Денисовой к европеоидному антропологическому типу. Черепа из погребений 1, 2 стоянки Володары по определению М.М. Герасимова также принадлежали к европеоидному типу, а череп из Панфиловской стоянки отнесен к ярко выраженному европеоидному типу. Следует отметить близость антропологического черепа панфиловского волосовца и волосовца со стоянки Сахтыш 2 с фатьяновским антропологическим типом… Волосовцы принадлежали к этнической группе северных европеоидов, потомков населения верхневолжской культуры, являющейся основой волосовской культуры» (Д.А. Крайнов Волосовская культура: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 24-25).»
Необходимо отметить, что Василий Маркович Флоринский на основе изучения древних сибирских курганов, в своем труде «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни», изданный в Томске в 1894 году, нашёл ответ на вопрос, каким народам и какой расе принадлежат тысячи древних курганов, разбросанных на просторах Сибири. Его ответ - древнейшее население Сибири принадлежало к арийской расе, племенам, ставшим позднее известными истории как славяне.
Не на пустом месте существует версия о том, что «"приокские" и "вятские" вятичи являются если не двумя ветвями одного племени, то по крайней мере родственными народностями.», и что пришли вятичи на Оку из района реки Вятки. (отсылаем к статье Егения Харина «Вятичи = Вятчане» https://skygrad.livejournal.com/30683...)
В данной статье мы рассмотрим более поздние основные археологические культуры Русской равнины, которые территориально имели общее расположение и по времени следовали одна за другой сменяя друг друга, начиная с фатьяновской археологической культуры. Считается, что фатьяновцы были поглощены абашевскими племенами, а «окончательную точку в истории фатьяновцев поставили дьяконовские племена» - племена дьяковской культуры. Попробуем раозбраться так ли это было.
Фатьяновская культура — археологическая культура бронзового века II тыс. до н. э., располагавшася на территории Русской равнины в центральной России. В 8 томе серии «Археология СССР», изданном в 1987 году под редакцией доктора исторических наук Рыбаков Б.А. «Эпоха бронзы лесной полосы СССР.» сказано:«Сейчас фатьяновская культура заняла значительное место в древнейшей истории центра Русской равнины. Огромная территория распространения фатьяновских памятников в Европейской части СССР, влияние фатьяновской культуры на дальнейшие исторические судьбы древних племен Волго-Окского междуречья …связь последней с вопросами этногенеза славян, балтов и германцев поставили фатьяновскую проблему в ряды исторических проблем общеевропейского значения ….»
Основатель ДНК - генеалогии биохимик Анатолий Алексеевич Клесов всчитает, что: «ДНК-генеалогия получила точный ответ на этот вопрос. «Точный» здесь – этот тот, который в максимальной степени согласуется с объективными научными данными. Итак, напомню, что для истории Русской равнины ключевое значение имеют Культура шнуровой керамики и Фатьяновская культура. Первая зародилась примерно 5200 лет назад, а закончилась 4500 лет назад. Именно она перешла в Фатьяновскую культуру, простиравшуюся от Белоруссии до территории нынешнего Татарстана и Чувашии.
Так вот, фатьяновцев никогда русами не называли только потому, что по понятиям многих историков славяне древними быть не могут. Якобы у славян и русских практически нет корней. Иначе говоря, по умолчанию принимается, что древних предков у славян вообще, и русских в частности нет и не было…» (из статьи « Клёсов: Фатьяновцы» – русские»). Подробнее в моей статье «Загадка поселений фатьяновцев - древних предков русских»
Перейдем к Абашевской археологической культуре. Это археологическая культура бронзового века II тыс. до н.э. Ареал распространения ‒ преимущественно лесостепи (отдельные могильники встречаются и в лесной зоне) Восточной Европы от Северского Донца на западе до междуречья Урала и Тобола на востоке, на юге - с выходом в степь до излучины Волги и Дона. Носителей абашевской культуры относят к индоевропейцам.
«Хронологически в развитии этих культур намечены три этапа: 1) протоабашевский; 2) раннеабашевский (отсутствие широких контактов с представителями срубной культурно-исторической общности); 3) позднеабашевский (наличие значительных контактов со срубным населением) …. Поселения располагались, как правило, по берегам рек, на возвышенных мысах, на дюнах … В бассейне Дона и на Южном Урале раскопаны довольно большие по площади поселения с мощным культурным слоем, в основном неукрепленные, иногда окруженные рвами. Жилища и производственные постройки могли быть наземными, слабо углубленными, реже земляночными и полуземляночными…Погребения, от одного до нескольких, совершались под круглыми или овальными уплощенными насыпями. В Подонье и в Самарском Поволжье известны захоронения в более ранние курганы, а также в грунтовые могильники. На Средней Волге и Оке курганы иногда окружались кольцевыми ровиками и столбовыми оградами, в Южном Приуралье сооружались каменные ограды ...» Подчеркнем, что поселения абашевцев и их захоронения в курганах, напоминают славянские.
Отметим и связь абашевцев с фатьяновцами: «В центре Русской равнины выделяется пласт протоабашевских древностей, относящихся к средне бронзовой эпохе. Его формирование происходило во взаимодействии южных культур ямно-катакомбного круга и северных ‒ области боевых топоров и шнуровой керамики.» (энциклопедия «Всемирная история») Абашевские племена по мнению археологов имеют прямую связь с фатьяновскими.
Подробнее остановимся на Дьяковской культуре, это археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — VII веках на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей. Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково. «Двигаясь на запад дьяковцы подчинили абашевскую и фатьяновскую культуры — культуры с большой степенью достоверности индоевропейские.» Они двигались с Востока, В.М. Флоринский считал, что древнейшее население Сибири принадлежало к арийской расе, племенам, ставшим позднее известными истории, как славяне.
Отметим, что дьяковцев, дьковскую археологическую культуру почему- то принято считать предками финно – угорских народов, но так ли это? Существует и другая точка зрения о том, что: «дьяковские племена, занимавшие верховья Волги, надо причислить, по-видимому, к славянам. Едва ли это можно сказать о всех дьяковцах в целом. Частично они были, вероятно, предками мери (на Волге, ниже Березняков) и других неславянских племён. Нет никаких оснований предполагать этническое единство дьяковцев: археологи ещё не умеют определять этническую принадлежность отдельных дьяковских поселений, объединённых главным образом общим характером хозяйства» (http://historic.ru/ 'Historic.Ru: Всемирная история. Глава одиннадцатая. Древние славяне. Раннее средневековье Восточной Европы)
Артемий Владимирович Арциховский (1902-1978) доктор исторических наук, член-корреспондент АН СССР, профессор. археолог, специалист в области славяно-русской археологии, основатель Новгородской археологической экспедиции. В своей работе «Основные вопросы археологии Москвы. Mатериалы и исследования по археологии СССР, №7, М.-Л., 1947» говорит о принадлежности дьконовцев к славянам: «Этническая принадлежность дьяковских городищ до последнего времени не могла даже обсуждаться: пути для ее определения не были намечены. Положение изменили знаменитые раскопки, произведенные П. Н. Третьяковым на городище у устья реки Сонохты на Верхней Волге в 1934-1935 гг. Совершенная археологическая методика позволила там выяснить хозяйство и быт древних людей с неслыханной для археологии науки полнотой. Здесь не место специально рассматривать это городище: оно слишком удалено от Москвы. Инвентарь его чисто дьяковский. После этих работ П. Н. Третьяков смог соединить убедительными связями дьяковские древности с раннеславянскими как по керамике, так и особенно по погребальным обрядам. Открытый им на Сонохте домик мертвых, где хранились на подставках остатки трупосожжений (чем попутно объяснено отсутствие дьяковских могильников), генетически связан с подобными сооружениями, открываемыми в славянских курганах. 1) Дьяковские городища Верхней Волги принадлежали, таким образом, ранним северовосточным славянам. Еще неизвестно, можно ли утверждать то же самое о дьяковских городищах в целом, в частности о подмосковных. Чем дальше, тем больше такое решение представляется вероятным.»
Приведем факты из статьи «Стойкая аксиома о финно-угорских племенах на территории Руси извращает реальный ход истории» (https://lsvsx.livejournal.com/1175474…) По языку - мнение российского финно-угроведа Б.А. Серебрянников: «Несколько тысяч волго-окских топонимических названий, фигурирующих на карте европейской части СССР, не могут быть объяснены при помощи ныне существующих финно-угорских языков…. Древняя топонимика Карело-Финской, Мордовской и Марийской республик явно свидетельствует, что никаких угро-финнов на этих территориях раньше не было.».
Мнение исследовательницы Л.П. Грот: «В северной топонимике имеется много топонимов, происхождение которых не может быть объяснено из финно-угорских языков. Крупнейший российский исследователь саамского языка Г.М. Керт пришел к выводу о том, что значительный процент топонимии восточноевропейского Севера не этимологизируется из саамского языка (и из финно-угорских языков вообще) и высказывает предположение, что часть из них – наследие каменного века».
«Это же мнение поддержал и В.В. Откупщиков специалист в области индоевропеистики, отметив, что в бассейне Оки – сотни гидронимов балтийского происхождения. А вот финно-угорских гидронимов в этом ареале практически нет.»
«С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок и за несколько веков исчезает, причем без признаков насилия извне.» А какое может быть насилие, если они были родственными племенами со славянами - вятичами и кривичами. По - нашему мнению у родственных племен появились самоназвания и некоторые различия в языке – диалекты, быте и украшениях?
Таким образом практически от времени окончания Валдайского похолодания, которое закончилось примерно 8000 лет назад (в Карелии найдена на сегодняшний день самая древняя гаплогруппа R1a c датировкой 7265±250 лет назад, которая была обнаружена на Южном Оленьем острове) и далее от «Верхневолжской археологической культуры раннего неолита в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье (кон. 6-го – 1-я четверть 4-го тыс. до н. э.). Открыта Д. А. Крайновым в 1972 году.» Волосовской археологической культуры, через Фатьяновскую, Абашевскую и до Дьяковской и поздней славянской прослеживается преемственность родственных племен, племен одного расового типа. Менялись лишь со временем предметы быта, орнаменты на них, украшения, типы жилищ и способы захоронения, а племена оставались те же самые. То есть, еще задолго до ариев, и после их ухода, древние предки русских жили, и до сих пор их потомки живут на своей прародине.