Сегодня наш рассказ о реках в окрестностях Петербурга, которым суждено было стать границами.
Невская низменность 800 лет была объектом борьбы между русскими и шведами. Причин тому две. Первая – здесь проходила часть важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Вторая – наличие относительно плодородных земель, пригодных к сельскому хозяйству.
Неудивительно, что Россия (Новгородская республика, потом Московское царство) воевала со Швецией 10 (!) раз. Поэтому говоря «русско-шведская война», так же как и «русско-турецкая» – надо обязательно уточнять годы.
Каждая война заканчивалась заключением мира, в котором определялись новые границы. Новый мир – новые границы.
В зависимости от успехов сторон границы двигались на карте влево-вправо и вверх-вниз. Традиционно в то время рубежи проводили в значительной мере по рекам и водоемам. Их дополняли просеки, засыпаемые углем, а также межевые камни – огромные валуны, помечаемые знаками. Как следствие, в Ленинградской области и сегодня немало рек, которые служили границами. До сих пор если встать на их берег, чувствуешь какое-то историческое волнение. Если конечно знаешь историю.
Конечно, мы расскажем только про наиболее важные в этом отношении реки.
Сестра
Наверное, начать правильно с этой реки. Ореховский мирный договор 1323 года установил первую в истории границу между русскими и шведскими землями:
«от Сестрее мох, середе мха гора».
То есть «по реке Сестре до ее истока в болоте».
Река Сестра служила границей до 1617 года, когда по Столбовскому миру все Приневье стало шведской провинцией Ингерманландия. Лишь через сто лет удалось русскому государству удалось выйти и на этот рубеж, и продвинуться дальше на север. А с 1809 и до 1940 года Сестра оказалась частью южной границы независимой Финляндии.
Название реки, кстати, не славянское, а финно-угорское и звучит как как Сьестар-йоки, что значит… «черносмородиновая река». Новгородцы называли ее Сестрея, ну а потом оно трансформировалось в русское «Сестра».
После обретения Финляндией независимости в 1918 году ее чиновники, решившие порвать с российским прошлым, переименовали казавшееся русским название «Сестра» (хотя оно финское) и назвали несчастную реку Райа-йоки – «пограничная река». Однако вскоре знатоки финского языка указали на то, что как раз финское «райа», то есть «граница», происходит от русского «край». Реку оставили в покое и уже в 1940 году вернули ей историческое название, то есть Сьестар-йоки.
Волчья
Эта река с жутковатым названием меньше известна вообще, и как пограничная в частности. Но вот продолжая читать Ореховский договор вслед за рекой Сестрой упоминается
от Сестрее мох, середе мха гора, оттоле Сая река
Река Сая – это и есть «Волчья», по-фински Сайян-йоки. А вот «гора на мохе» (то есть болоте) – это водораздел двух рек, делящих Карельский перешеек и расходящихся в Балтику и Ладогу соответственно.
Истоки Сестры и Волчьей подходят друг к другу на 3 км, а водораздел Ладоги и Балтики в этом месте примерно обозначает трасса А-181. Извилистое русло Волчьей растянулось на 50 км и впадает в Вуоксу. Та в свою очередь уносила раньше свои воды на север, к Приозерску, пока не случилась катастрофа.
«Ореховская граница» шла после впадения Волчьей в Вуоксу на север, мимо озера Сайма так, что Новгородская республика в эпоху своего расцвета получала даже выход к Ботническому заливу (Каяно море)!
Сестра и Волчья (а также впадающая в нее Смородинка) служили границей России и Финляндии (Великого княжества, потом независимого государства) с 1809 по 1940 год. А во время Великой Отечественной войны по их берегам проходила линия фронта.
Сегодня реки Сестра, Волчья и Смородинка продолжают исправно служить границами Курортного района Санкт-Петербурга, а также Выборгского, Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области.
Нарва
Нарва и сегодня является пограничной рекой между Россией и Эстонией. Со стен крепости Ивангород есть редкая возможность увидеть людей, прогуливающихся на другом берегу Нарвы, в другом уже государстве.
Эта граница между Западом и Россией сложилась еще раньше «Ореховской». Еще в 13-м веке датчане ставят на берегу Нарвы свой форпост – будущий Нарвский замок. Русские (новгородцы) спустя век поставят сначала крепость Ям, но в глубине в 20 км от границы, на берегу Луги (современный Кингисепп). Спустя некоторое время только Иван III предпримет дерзкий ход – поставить свою крепость прямо напротив Нарвского замка – Ивангород.
Так на 700 лет вплоть до наших дней здесь пройдет западная граница России. Исключением станет небольшой период независимой Эстонии (с 1918 по 1939), которая под шумок прихватит половину нарвско-лужского междуречья (т.н. Эстонскую Ингерманландию) и переместит границу восточнее, ближе к реке Луга.
Стрелка
Вот уж трудно заподозрить Стрелку, главную стрельнинскую реку в том, что она когда-то была русско-шведской границей. Сейчас она не разделяет даже районы. Но по Плюсскому мирному договору здесь прошла граница между Россией и Швецией.
Плюсский мир завершил Ливонскую войну 1558-1583 года. Начиналась она для России (Московского государства) успешно. Некогда могущественный Ливонский орден находился в плачевном состоянии, но занимал выгодное географическое положение и казался легкой добычей. Это вызвало у Ивана Грозного здоровое желание прорубить «окно в Европу», то есть в Балтику.
Иван Грозный не предполагал, что против России, вот-вот готовой выйти к Балтике, сплотятся перманентно враждовавшие между собой Швеция, Дания и Речь Посполитая. В результате река Нарва, три века служившая границей между Ливонией и Новгородской республикой, а потом Московским царством, перестала быть таковой. Русское государство потеряло важнейшие пограничные крепости: Ивангород, Ям, Копорье.
Плюсский мир отодвинул русско-шведскую границу много восточнее. За московским царством оставалась лишь Приневская низменность. Так в районе Финского залива и прошла пограничная межа по реке Стрелка. Здесь проходила на тот момент административная граница Кипенского и Дудергофского погостов Водской пятины Новгородской республики.
Кстати, в 2019 году в память об этом факте на берегу Стрелки у пешеходного моста энтузиастами был установлен символический межевой камень. А небольшой участок Стрелки и сегодня является границей между Петродворцовым и Ломоносовским районами (то есть между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью).
Плюсский мир продержится всего 7 лет, в 1590 году при последнем Рюриковиче – Федоре Иоанновиче начнется новая русско-шведская война, в которой Ям, Копорье и Ивангород, а также Орешек и Ладога вернутся в Русское царство. Граница со Швецией, которая овладевает частью Ливонии, по новому, Тявзинскому, миру снова «уйдет» на запад к реке Нарва.
Луга
В качестве пограничной реки Лугу мы уже упомянули. Но ей было суждено стать не только западной границей русских земель, но и северной!
Да, если Луга – южная граница Ленинградской области – когда-то была русско-шведской границей, то трудно вообразить как располагались на карте Швеция и Россия. Но представить довольно просто – поскольку Ленинградская область – в значительной мере является бывшей Ингерманландией.
Так называлась шведская провинция, образованная на обширных приневских землях, которые получила Швеция в 1617 году по Столбовскому миру. Это была самая значительная территориальная потеря русского государства за все прежнее время.
Новая граница была настолько сложной, что Луга была лишь ее частью. Межевая линия проходила также по рекам Оредеж, Тосна и Мга. Местами обозначалась межевыми камнями-валунами, некоторые из которых сохранились до сих пор!
В начале Великой Отечественной войны высокие берега Луги стали частью Лужского оборонительного рубежа, на котором советские части с середины июля и до конца августа 1941 года сдерживал натиск «тевтонских» полчищ.
Лава
Этой рекой логично закончить наш обзор (далеко не всех рек!). Как Луга – самая южная граница, так и небольшая река Лава, впадающая в Ладогу – оказалась самой восточной границей между Россией и Швецией, все по тому же Столбовскому миру. Большего оттеснения от Балтики наше государство не знало.
Река вполне оправдывает свой характер. Ее длина небольшая - всего 30 км. Начинает течь она довольно миролюбиво, но на 4-километровом участке от устья впадающей реки Ковра до деревни Подолье, теряет по 7,5 метров на 1 км течения. Это делает ее поистине горной и рекордсменкой Ленинградской области. В этом месте Лава образует живописный каньон, что и с делало ее удобной в качестве границы (с 1617 по 1702).
Вот такие они пограничные реки Ленинградской области. Они успели послужить и государственными границами и неизбежно местами ожесточенных войн разных эпох. Но что удивительно и до сих пор они служат границами районами и иногда даже областей. Ведь многие современные административные границы остались со времен новгородских пятин и погостов, шведских ленов, российских уездов…
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы и Севастополя.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL