Найти тему
Журнал "Город Женщин"

Что такое дислексия? Опыт семьи Великих герцогов Люксембурга

Если вы спросите «Что такое дислексия?» у своих знакомых, то ответит вам даже не каждый второй. Возможно, никто из вашего окружения вообще не знает, что это такое, хотя в мире насчитывается около 20% людей с этой особенностью. Обычно «дислексия» становится знакомым понятием, когда в семье появляется дислексик.

Так было и в семье Великих герцогов Люксембурга: третий ребенок Великого герцога Анри и Великой герцогини Марии-Терезы принц Луи не мог научится читать до 10 лет, после чего ему диагностировали дислексию. С этого момента, началась новая страница в истории школьного образования Люксембурга.

Вероятно, если бы у принца Луи Люксембургского не было дислексии, в герцогстве ей бы не стали уделять столько внимания, как сейчас. В этом плане монархи от простых людей отличаются наличием возможности масштабировать решение проблемы с отдельной семьи на всю страну сразу.

-2

Великая герцогиня Мария-Тереза взяла под личный контроль обучение дислексиков в муниципальных школах: она создала ассоциацию по вопросам детей с особенностями в образовании, где группа специалистов из области нейропсихологии, логопедии, дефектологии и психологии занимается диагностикой школьников, которым сложно научиться читать, считать и писать, показывая при этом высокие результаты интеллектуальных тестов. Ведь, как известно, дислексия не является отклонением интеллектуального уровня, чаще всего эти дети креативнее и сообразительнее многих своих сверстников. В XX веке дислексию стали называть «болезнью гениев», хотя это и вовсе не заболевание.

По официальным данным, в Великом герцогстве Люксембург более 4 500 детей с дислексией. Много или мало — вопрос второстепенный (в Люксембурге всего проживает чуть более 600 000 человек). Важно, что таких детей герцогство в принципе способно и готово поддерживать, выявляя все новые и новые случаи, потому что дислексия — признанная особенность в обучении на уровне государства.

-3

В Люксембурге школьники с особенностями в обучении проходят когнитивные тесты, которые определяют тип дислексии, и на основе которых для них разрабатываются индивидуальные программы в школах. Практически каждому такому ребенку государство предоставляет тьютора. Родителям это не стоит ничего. Герцогство полностью берет финансовую сторону на себя, а это и отдельные бюджеты на тьюторов, и дополнительные занятия со специалистами по психомоторике, и необходимые для учебы материалы и гаджеты, а также диагностика и частые консультации с психологами для родителей. Важно морально и психологически поддерживать не только детей, но их мам и пап тоже, потому что тревога за ребенка, который к 10 годам с трудом читает предложение или складывает простые числа, не проходит никогда. И, в первую очередь, на позитивную волну нужно настраивать родителей.

Я часто говорю о том, что дислексия — это не проблема, не болезнь, не проклятие. Это просто другой тип мышления. Детей просто по-другому нужно учить читать, считать или писать. А именно вот это «иначе» пугает больше всего, потому что дислексия по сей день мало изучена: несмотря на титанические усилия ученых всего мира, никто так и не может однозначно сформулировать причины, по которым у детей появляется дислексия, ведь одни с ней рождаются, а другие приобретают в раннем детстве.

-4

Например, результаты одного из последних научных исследований, полученные в научно-медицинском центре университета Техаса в Хьюстоне, показали, что у дислексиков наблюдается ДРУГАЯ картина чтения. Не вдаваясь в подробности, во время чтения у людей с дислексией одно из звеньев этого процесса в мозге активируется в другом полушарии. Например, у меня в левом, а я с детства бегло читаю, а у моего сына-дислексика в правом. На этом основании, ученые говорят не о заболевании, а об АЛЬТЕРНАТИВНОЙ модели восприятия знаков и символов.

Наука не стоит на месте и новые исследования помогают специалистам совершенствовать методики коррекции дислексии у детей и взрослых. Грамотная диагностика, занятия с нейропсихологом и всесторонняя поддержка взрослых помогут ребенку преодолеть трудности в школе и стать успешным. Особенно поддержка взрослых — это важно для всех детей, не только для дислексиков.

-5

На частном примере учеба дислексика в Люксембурге выглядит так: мой сын ходит в обычную государственную школу, где он занимается математикой и другими предметами со всеми детьми в классе, а на уроки по языку к нему каждый день приезжает тьютор, который учит его читать и писать, так как его проблема — это трудности в освоении навыком чтения. Когнитивный тест мы делали еще в Беларуси, поэтому здесь его не повторяли: местную комиссию по вопросам детей с особенностями в образовании устроил тот документ, который мы привезли с собой (специалисты всего мира используют в таких тестах общие программы диагностики). После трех месяцев обучения учителя и психологи пришли к выводу, что нагрузка в общем классе для ребенка велика, учитывая, что он учит иностранный язык с нуля (в Люксембурге три государственных языка — люксембургский, немецкий, французский), и ему сократили на 2 часа занятия в общем классе, заменив их творческими уроками и дополнительными часами по языку. Прописей у него нет. Домашних заданий нет (здесь считают, что дома ребенок должен отдыхать). Знания оцениваются по индивидуальной программе. Стресса тоже нет: ему нравится ходить в школу, несмотря на то, что учебный год длится с 15 сентября по 15 июля.

-6

Для люксембургских учителей нет проблемы, если ваш ребенок — дислексик, это скорее интересная профессиональная задача, вызов, и вся система построена на работу с такими вызовами. Они говорят, что «нет глупых, ленивых, бестолковых детей», но «есть дети, которых мы должны понять как учить и научить».

Как выглядела учеба в белорусской школе: мой сын был на индивидуальном плане обучения, мы занимались дома, ездили к специалисту по дислексии учиться читать, школа вообще никак не интересовалась ребенком. И так закончили первый класс.

-7

В Беларуси дислексия, к сожалению, не признается на уровне государства. Министерство образования предпочитает эту проблему игнорировать, а на МППК (медицинская психолого-педагогическая комиссия) детям ставят различные диагнозы, которые часто далеки от основной проблемы. Коррекция и адаптация ребенка-дислексика в школе полностью ложится на плечи родителей. Но и в таких условиях помочь дислексикам можно.

Существуют частные инициативы, которые проводят лекции для взрослых о том, что такое дислексия, помогают советом, помогают в поиске специалиста и поддерживают: dslxcommunity.com, dyslexia.by, телеграм-канал “Тэ девять” dslxcommunity.

Также есть группа небезразличных людей, которая издает книги для дислексиков, набранные специальным шрифтом: FB Книги и учебники для детей с дислексией.

Текст: Мария Столярова