Найти тему
Мысли на бегу.

Резьба по дереву: геометрические узоры, примеры, опыт.

В этой статье я хотел бы поделиться опытом. Личным. Опытом любителя, самоучки геометрической резьбе по дереву.

Ну начнем.

Первые две вещи, без которых ничего не получится, и с которых все начинается - заготовка и инструмент. В данном случае - заготовка липовая тарелка, а инструмент применялся фирмы Татьянка - резец ( по форме напоминающий "нож-косяк", только меньше) и стамеска.

Теперь поэтапно.

1. Покупка заготовки - я ее приобрел на сайте объявлений, человек занимается этим целенаправленно - заготавливает и продает липовые заготовки резчикам по дереву, были нюансы по качеству поверхности, но за те деньги, можно было закрыть глаза.

2. Разметка. Понадобился механический карандаш (т.к. он наносит очень тонкую линию, но важно - не сильно вдавливать, иначе потом могут быть проблемы, на гранях готовой резьбы будет просматриваться разметка), линейка, циркуль, транспортер и линейка с окружностями, бывает еще лекало. Размечать я всегда начинаю от центра тарелки. Центр, обычно, легко найти, после точения заготовки его будет видно. Первым делом провожу через него перпендикулярные линии. С помощью циркуля, если необходимо, делю прямые углы еще дальше.

-2

Стараюсь сначала нарисовать 40-50% рисунка, иногда, грани заштриховую. создавая, таким образом, как бы, тень и визуализируя будущий узор. Рисовать сразу все смысла нет, в процессе резьбы разметка будет стираться от прикосновения руками.

По самому узору, обычно есть идея, в общих чертах, но когда начинаешь ее переносить в рисунок, зачастую, фантазия уводит в сторону от первоначальной идеи.

3. Сам процесс резания идет так же, как и разметка - от центра, сначала режу более крупные элементы, потом мелочь, как финишная отделка. На последний этап всегда оставляю окаймление, с ним чуть сложнее, в плане удерживания и фиксации заготовки.

-3

Финишный этап - мелкие элементы, подчистка косяков и важный момент - удаление следов разметки, если они остались и даже, если их нет - заготовка в процессе пачкается от соприкосновения с руками, перчатками, да и просто пыль садиться, я долго пытался найти способ снять тонкий, верхний слой без повреждения узора - ни в коем случае не стоит делать этого наждачной бумагой, по-моему это очевидно, но мало ли. Самый идеальный вариант сделать это мягким канцелярским ластиком - отлично убирает грязь, пыль, остатки графита от разметки - это моя самая любимая операция, когда работа окончены, пройтись ластиком, тогда липа приобретает яркий, близкий к белому цвет.

Ну а дальше, по вкусу покрытие лаком (я применял и ХВ - очень воняет и акриловые) или покраска, каждому свое.

-4
-5

Геометрическая, да и любая другая резьба по дереву, отлично позволяет отдохнуть головой, переключиться от проблем, тем более, получаешь огромное удовольствие, когда из твоих рук выходит что-то красивое и интересное. Я думаю, что геометрическая резьба наиболее доступна и легка в исполнении, потому что, если сравнивать, например, с объемной, то здесь уже больше к скульптуре, к искусству ближе - у меня такого дара ваятеля нет, а вот реализовывать треугольные узоры (а в основе этого типа резьбы лежит именно - треугольник) это гораздо проще, важно только освоить именно саму технику.

Пока что, все! Но я думаю, что к резьбе по дереву я еще обязательно вернусь! Нужно только время выделить и терпением запастись...