Найти в Дзене

Высшее образование в России: статистический обзор ВШЭ

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» подготовил издание «Высшее образование в России: статистический обзор». Публикация посвящена современным тенденциям развития системы высшего образования в России. Уделяется внимание сравнительному анализу функционирования университетов с особым статусом (национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, опорных университетов), вопросам повышения конкурентоспособности российских вузов на международной арене, развития вузовской науки, цифровизации высшего образования, экспорта образовательных услуг. Также представлены сведения о масштабах сети организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, финансировании высшего образования, результатах образовательной деятельности, научно-педагогических кадрах, инфраструктуре вузов и др. При подготовке использовались данные Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» подготовил издание «Высшее образование в России: статистический обзор».

Публикация посвящена современным тенденциям развития системы высшего образования в России. Уделяется внимание сравнительному анализу функционирования университетов с особым статусом (национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, опорных университетов), вопросам повышения конкурентоспособности российских вузов на международной арене, развития вузовской науки, цифровизации высшего образования, экспорта образовательных услуг. Также представлены сведения о масштабах сети организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, финансировании высшего образования, результатах образовательной деятельности, научно-педагогических кадрах, инфраструктуре вузов и др.

При подготовке использовались данные Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (результаты федеральных статистических наблюдений и мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования), Федеральной службы государственной статистики, Федерального казначейства, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Главные выводы:

28 образовательных организаций высшего образования вошли в международный рейтинг QS World University Rankings, из них 17 – в топ‑500. При этом практически все улучшили свои позиции по сравнению с предыдущим годом. В международном рейтинге Times Higher Education (THE) представлены 48 российских вузов, из них 7 – в топ‑500. Три российских вуза – МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, НИУ ВШЭ – уже второй год подряд удерживают свои позиции в нем.

В России доля расходов на высшее образование по отношению к ВВП составляет около 1%. Это существенно ниже, чем в США, Канаде, Великобритании, Швеции. При этом на долю средств, полученных от научных исследований и разработок, приходится около 12% общего объема финансирования вузов. На протяжении ряда лет эта величина стабильна. Лидируют национальные исследовательские университеты с показателем почти 25%.

Российское высшее образование становится все более привлекательным для иностранных граждан. Традиционно большинство иностранных обучающихся – граждане стран СНГ. Дальнее зарубежье в наибольшей степени представлено гражданами Китая, Вьетнама, Индии. Среди обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры их доля составляет 7%, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре – 9%, программам ординатуры – 7%, программам ассистентуры-стажировки – 29%.

Российские вузы все более активно вступают в онлайн-образование: 8 вузов сотрудничают с образовательной платформой Coursera, 16 вузов – с Национальной платформой открытого образования. размещающие онлайн-курсы на образовательной платформах.

Выпуск специалистов с высшим образованием сокращается. За последние 10 лет численность выпускников по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры уменьшилась более чем на треть, выпускников аспирантуры – более чем наполовину.

Имеют работу, связанную с полученной специальностью, 69% выпускников с высшим образованием. Более успешно трудоустраиваются те из них, кто завершил обучение в области здравоохранения и медицинских наук (97% работают по полученной специальности), образования и педагогических наук (80%), искусства и культуры (78%).