Часто, когда фотографируешь поезда, как черти из табакерки появляются сотрудники охраны, полицейские, или даже железнодорожники, считающие фотосъёмку совершенно недопустимой. Конечно, в большинстве случаев это не так, но иногда лучше перестраховаться от лишних вопросов. Для этого в РЖД есть возможность оформить официальное разрешение, однако при неправильном его использовании всё равно можно нарваться на неприятности.
Вы на канале Блог ЖД Фотографа. В одной из статей я рассказывал о поездке в Рузаевку, где мы, заручившись письменным разрешением от ОАО "РЖД", весь день напролёт снимали поезда возле одного из наиболее оживлённых железнодорожных узлов, и всё прошло без лишних приключений, ссылка будет в конце. Сегодня расскажу вам о менее удачном опыте, полученном во время поездки в Вековку, что неподалёку от славного города Мурома. В тот день у нас тоже была официальная бумага, однако, несмотря на это, мы чуть не остались в Вековке ночевать по милости сотрудников полиции. Приступим же!
В далёком 2012 году, когда корпоративные цвета РЖД (серый с красным) не были массовым явлением, на Горьковской железной дороге сохранялись локомотивы с их фирменной окраской - два оттенка зелёного, разделённых жёлтой полосой, в том числе, и ВЛ80С.
Однажды мне написал один из моих товарищей Алексей. Он предложил поехать в Вековку и сфотографировать эти самые ВЛ80С в окраске ГЖД, так как именно в 2012 году их почему-то стали перекрашивать в тупозелёный. Вековка была предложена в связи с тем, что там вероятнее всего было поймать нужный нам локомотив.
Однако я согласился на поездку не сразу, поскольку это место уже тогда пользовалось дурной славой: в фотографских кругах ходила история о том, как ребята приехали снимать на перегон Вековка - Золотковский, так за ними спустя час на тепловозе аж из соседнего Мурома приехала милиция и им пришлось ехать с ними в ЛОВД на станции Муром. Были и другие, менее шокирующие байки - машинисты, кидающие бутылки, задержание на станции Вековка фотографов, вернувшихся с перегона и тому подобное.
Мой друг Алексей об этих историях, разумеется, тоже знал, поэтому обратился в пресс-службу Горьковской дороги, где ему помогли оформить официальное разрешение на съёмку, о чём он мне и сообщил. Разумеется, получать официальное разрешение всякий раз, когда вы хотите сфоткать какой-нибудь поезд, дело бессмысленное, но не в случае с Вековкой: в отличие от Подмосковья, здесь нет ни дач ни жилья, поэтому любые фигуры возле путей вызывают у локомотивных бригад подозрение.
На самой станции Вековка мы снимать не собирались и приняли решение ехать на примыкающий к Вековке перегон под переменным током. Для проезда требовалась пересадка в электричку, которая уезжала на Муром спустя 10 минут после нашего прибытия.
Так как времени было немного, мы просто пересели из одной электрички в другую, при этом даже не подумали зайти к поездному диспетчеру или дежурному по станции с нашим разрешением и заявить о себе, и, судя по всему, именно это сыграло с нами злую шутку. Не имея опыта съёмок с официальным разрешением, мы наивно рассчитывали на то, что неповоротливая бюрократическая машина ОАО "РЖД" сама оповестит о нашей съёмке всех причастных - локомотивные бригады, работников станции и полицию. Как оказалось, рассчитывать на подобное было глупо.
Мы не стали уезжать далеко от Вековки и вышли на бывшей станции Золотковский, а вместе с нами вышла целая толпа из более чем 30 человек, чему мы очень удивились. На дворе был самый разгар весны - 31 марта 2012 года, что не мешало шквалу мокрого противного снега заваливать нас и наши фотоаппараты.
Чтобы не делать шесть фотографий с одной точки и не мешать друг другу снимать, мы разделились на три группы по двое и распределились вдоль перегона. На протяжении четырех часов мы фотографировали все подряд грузовые поезда, которые лились, словно из рога изобилия: примерно каждые 10 минут появлялся очередной скучный зелёный ВЛ80С, не отличающийся от предыдущего.
Локомотвные бригады в большинстве своём никак не реагировали на нас, некоторые недовольно сигналили, а в Царёва и Михалыча полетела пластиковая бутылка с водой. Я понимаю беспокойство этих людей: какая ещё должна быть реакция на шестерых человек, которые в снегопад бродят по путям неподалёку от почти безжизненной Вековки? Однако кидать бутылки - это перебор. Но, имея на руках разрешение на съёмку от ОАО "РЖД" с печатью, а вместе с ним уверенность в том, что бригады знают о нашем нахождении на перегоне, мы, продолжали снимать, невзирая на их возмущение.
Судя по всему, ближе к Мурому снегопад был ещё сильнее, чем над нами, потому что электровозы, ехавшие оттуда, были залеплены снегом по самые розетки. Как видите, перегон в этом месте настолько одинаковый со всех сторон, что теперь иначе как по наличию сугробов на передках, определить, в какую сторону едет поезд, совершенно невозможно. Фотографии похожи друг на друга как яйца в упаковке.
Мы с Гошаном сильно удалились от Золотковского, и всё-таки обнаружили грациозную кривую, в которой поймали пару электровозов. Выглядит это поинтереснее, чем снимки с щебёнки.
Надо сказать, что электровозы ВЛ80С в окраске ГЖД нам тоже попадались, но из-за жуткой погоды разглядеть их красивые цвета на фотографиях было довольно трудно, а мокрый снег на линзе объектива "смыл" значительные части изображения.
Проторчав больше трёх часов в сугробах, промокнув до нитки, разозлив своим присутствием несколько локомотивных бригад, мы собрались на платформе Золотковский, чтобы сесть в обратную электричку и поехать в Вековку. Снегопад внезапно прекратился, очень, блин, своевременно, когда уезжать уже надо, спасибо большое! Ожидание скрасилось ещё тремя грузовыми поездами, которые грех было не запечатлеть при нормальных погодных условиях, и эти три фотографии в результате вышли наиболее приличными за весь день.
Также приятным сюрпризом был ЧС4Т, проследовавший резервом на Вековку.
Но дальше начинается самое интересное! Подошла наша электричка, и мы вшестером, мокрые, с рюкзаками, с фотосумками, явно выделяясь среди других пассажиров, поднялись в вагон и разместились в салоне. Едем, никого не трогаем, вдруг из соседнего вагона появились два сотрудника полиции, которые начали нас расспрашивать, кто мы такие, что делаем, и куда едем. Мы им рассказали всё как есть и показали разрешение, Алексей также пытался позвонить человеку, который оформлял драгоценную бумагу, но тот не выходил на с вязь. Тем не менее, на некоторое время они оставили нас в покое. Я полностью уверен, что диспетчеру о нас сообщила если не каждая бригада, то процентов 80 из них точно, и ему по инструкции ничего не оставалось, кроме как вызвать полицию. Совершенно непонятно, какого лешего за нами выехали именно из Мурома, до которого больше часа езды, а не из Вековки, которая в нескольких минутах.
После комментариев к статье о первой поездке в Рузаевку, я не сочту за труд повторить для некоторых, что сама по себе съёмка поездов у нас не запрещена, поезда, перегоны, пути - не являются секретными объектами. Инфраструктура в виде вокзалов, путей, мостов и станций, кончено, является стратегической, но это не равносильно запрету их фотографировать. К тому же, у нас не было оснований считать, что мы делаем что-то не так, поскольку было официальное разрешение на съёмку.
На станции Вековка мы пересели в Московскую электричку - красивую салатовую ЭД4М в цветах Казанского вокзала тех лет.
В вагон зашли местные бабушки, которые торговали домашними обедами, что было очень кстати, мне досталась отварная картошка с котлеткой, ещё тёплые.
Однако спокойно пообедать не получилось: в вагон опять вошли сотрудники полиции и потребовали пройти с ними, чтобы написать объяснительные и провести их обычные процедуры. Наше предложение написать объяснительные прямо в электричке не встретило у них одобрения, а тот факт, что следующая электричка на Москву ожидалась спустя несколько часов, а прибывала за полночь, когда закрывается метро, их нисколько не смутил, поэтому нам пришлось выйти.
Разумеется, куковать в Вековке, а потом гулять пешком по ночной Москве, никому из нас не хотелось, поэтому на платформе, не отходя от электрички, мы попытались как-нибудь от них отбрехаться, ссылаясь на разрешение и на то, что ничем противозаконным мы не занимались, однако это не дало результата. Мы уже было отчаялись, но электричка сказала: "следующая остановка - Нечаевская! Осторожно, двери закрываются!". Реакция каждого из нас была мгновенной - мы бросились по вагонам, двери закрылись и электричка отправилась... Доев наши уже остывшие обеды, мы всю дорогу с негодованием обсуждали, как вышло, что при наличии официального разрешения на съёмку, мы всё равно нарвались на неприятности.
Чему нас учит эта история? Нужно заявлять о себе! Конечно, РЖД могли бы и сообщить своим работником о наших намерениях, дав соответствующую телеграмму на станцию, а также обеспечив предупреждениями локомотивные бригады, как это делается, если на перегонах работают путейцы. Бригады бы просто знали о нас заранее и не отвлекали бы поездного диспетчера от работы своими сообщениями. С нашей же стороны оказалось глупым надеяться на бюрократическую машину РЖД. Нужно было самим зайти к дежурному по станции и сообщить о себе, однако этого сделано не было, но скорее, из-за короткой пересадки, чем из-за нежелания.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Жду вашего мнения о сложившейся ситуации в комментариях. Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
До новых встреч!